«Планка в 30 тыс. возвращается»: выпускники на Урале дорожают, несмотря на кризис
Кризис не помог работодателям, которые ищут людей «без опыта». Почему бизнесу все чаще требуется помощь в подборе молодежи, и какие компании сегодня выбирают выпускники вузов Екатеринбурга?
С началом осени в Екатеринбурге ощутимо возрос спрос на представителей массовых специальностей, которых многие компании рекрутируют из числа выпускников вузов, молодежи с минимальным опытом или почти без опыта. Однако, несмотря на трудности в экономике и спад общего числа вакансий, работодатели отмечают, что нанимать молодежь проще не стало. Даже напротив – в 2015 г. работать с этой аудиторией было легче, а теперь зарплатные ожидания и требования у выпускников снова растут.
«Возвращается пресловутая планка «Платите мне не менее 30 тыс.», про которую я не слышала уже более 2-х лет. И неприятное последствие такого явления — молодежь снова смотрит в объявлениях о работе только на сумму оплаты труда. Заинтересовать их чем-то другим становится все сложнее, особенно малому бизнесу», — делится наблюдением Алла Воронина, владелица магазина Queen.
Интересно отметить, что при анонимном опросе (проводился Центром изучения рынка труда весной 2016 г. среди примерно 1100 выпускников) выяснилось, что в Екатеринбурге сумма желаемого вознаграждения для специалистов без опыта составляет в среднем 23-25 тыс. руб., хоть в разных профессиональных сферах она отличается. На нижних позициях молодые без опыта юристы — они просят в среднем всего 19 тыс. руб., выше всего самооценка у выпускников вузов из строительной отрасли. Их стартовые ожидания — 30 тыс. руб. Однако в публичных беседах на тему заработка, более половины этих же выпускников «подтягивают» планку к 30 тыс. руб.
Кстати, интересно отметить, что по данным проекта «Зарплаты России» в Екатеринбурге начинающие специалисты без опыта или почти без опыта намного чаще остальных указывают в резюме желаемую заработную плату. Среди этой категории около 83% претендентов указывает желаемую сумму, в то время как средний показатель по остальным категориям работников не превышает 68%.
Что касается сфер, компаниям из которых проще всего нанять молодежь, то шесть самых популярных сфер в Екатеринбурге:
- Розничная торговля
- Интернет, IT/Телеком
- Продажи
- Сфера общественного питания
- Автомобильный бизнес
- Секретариат, администрирование
Причем некоторые из этих сфер — в частности, Интернет, IT/Телеком и Продажи — выделяются еще и тем, что компании оттуда чаще других готовы предлагать способным молодым кандидатам зарплату больше, чем запланировали первоначально.
«У нас в компании были реальные случаи, когда мы предлагали студентам зарплату выше ранее объявленной, если они проходили у нас практику и зарекомендовали себя с лучшей стороны. При общении с молодыми кандидатами нынешние работодатели в первую очередь обращают внимание на их готовность начать с самых «низов» и отсутствие необоснованных амбиций», — комментирует Надежда Фокина, начальник отдела управления персоналом «УГМК-Телеком».
Эксперты отмечают, что причиной проблемы является вовсе не «наглость» или «жадность», а неопытность молодых людей в вопросах оценки себя на рынке. Отсюда все возрастающая популярность у работодателей идеи системной работы со студентами, и осознание, что с этой категорией кандидатов нужно контактировать задолго до того, как они станут нужны бизнесу, а работать не тогда, когда уже пора закрывать вакансии.
«Многие молодые специалисты слабо разбираются в системах и видах мотивации, и привлекаются красивой суммой в объявлении. С ними надо работать, воспитывать, и начинать это еще до выхода людей на рынок из вуза. Это сложный и длительный процесс. Но говорить молодежи про то, что «кризис и зарплаты уже не те», берите, что дают, как вариант точно не сработает», — уверена Светлана Гиниева, начальник управления по работе с персоналом УрГЭУ.