Пластичный рынок. Новые тенденции на рынке пластиковых окон
Покоробленная репутация Основа пластикового профиля — поливинилхлорид (ПВХ), который производится из нефти или природного газа и поваренной соли. Несмотря на то, что высокие экологические, потребит
Покоробленная репутация
Основа пластикового профиля — поливинилхлорид (ПВХ), который производится из нефти или природного газа и поваренной соли. Несмотря на то, что высокие экологические, потребительские и пожаробезопасные характеристики этого материала подтверждены сертификатами российского Минстроя, вокруг ПВХ-профиля всегда было много споров. Не так давно в газетах и журналах прошло множество публикаций против применения ПВХ в оконном производстве. (Но в то же время никто не призывал отказываться, к примеру, от электрочайников из того же ПВХ, при том, что условия их эксплуатации жестче, а температура кипения воды выше, чем температура воздуха в жаркий солнечный день). По утверждению производителей пластиковых окон, слухи о некачественности и небезопасности ПВХ-конструкций распускают конкуренты – изготовители деревянных и алюминиевых профилей. Но вряд ли всплеск недоверия к производителям ПВХ-окон был вызван только кознями их конкурентов.
Появление на российском рынке пластиковых окон несколько лет назад было встречено с энтузиазмом. Везде и всюду говорили об их достоинствах: что пластиковым окнам не страшны ни порывы ветра, ни длительное воздействие дождя, снега и солнечных лучей; и что их высокая герметичность уменьшает потери тепла в помещениях до 45% и обеспечивает звукоизоляцию, позволяющую не замечать гремящего под окном трамвая или поезда. Рекламировались простота и легкость ухода за пластиковыми окнами, их высокая устойчивость к деформации и коррозии, обеспечивающая окнам долговечность. Вскоре наступило разочарование: действительность не оправдала рекламных обещаний.
Первые покупатели пластиковых окон столкнулись с тем, что новоприобретенное чудо через некоторое время начинает продуваться, запотевать, покрываться плесенью, трескаться и коробиться. Причины крылись в том, что те окна изготавливались из импортных профилей, проходивших сертификацию в странах с теплым климатом (Турция, Италия и т.п.) и не рассчитанных на зимние условия. Именно поэтому они искривлялись, теряли форму и герметичность. Последняя пропадала также из-за некачественной фурнитуры и уплотнений. Впрочем, изрядная теплопотеря была и при использовании хороших профилей и фурнитуры — в случае неправильно выбранного стеклопакета.
Вторая волна недоверия к ПВХ-конструкциям пришлась на послекризисный период. Как и первая, она характеризовалась тем, что на наш рынок хлынул поток дешевого и не самого качественного пластика, преимущественно турецкого и отечественного производства.
Скептическому отношению к пластиковым окнам “способствовала” и некачественная установка оконных конструкций, из-за чего возникало до 90% всех дефектов. Эту проблему можно условно назвать проблемой роста. Спрос на окна рос скачкообразно, заказы от клиентов сыпались один за другим. Чтобы не упустить выгодного заказчика, фирме приходилось в срочном порядке расширять свой штат, набирать новых, порой неквалифицированных сотрудников.
В 1998 г. в Москве было создано неофициальное объединение – Клуб Добросовестных Производителей Пластиковых Окон, куда вошли десять крупнейших московских компаний. Целью неформальной организации было проведение акций по реабилитации пластиковых окон и защите потребителей от приобретения некачественной продукции и услуг в области применения оконных конструкций из ПВХ. Члены Клуба ставили своей задачей пропаганду ПВХ-окон, борьбу с натиском “заказных публикаций, порочащих пластиковые окна и ПВХ в целом, и повышение реноме своей продукции, страдающей “от действий недобросовестных производителей, выпускающих некачественную продукцию и осуществляющих неквалифицированный монтаж”.
На екатеринбургском рынке практически не осталось “негодного” профиля. Спрос на ПВХ-конструкции постепенно упорядочился. Однако наличие фирм-однодневок не позволяет дать гарантию, что какая-нибудь из них не обманет очередного клиента и не бросит тень на всех остальных участников рынка.
Русский профиль
Еще полтора-два года назад приходилось говорить о конкуренции лишь между зарубежными производителями пластикового профиля: отечественных попросту не было. В последнее время ситуация сильно изменилась. Наконец-то случилось то, что рано или поздно должно было случиться: ПВХ-профиль начали производить и в России. Так совпало, что выход отечественных пластиковых окон на рынок совпал с августовским кризисом. Это позволило российскому ПВХ-профилю сразу же заметно потеснить импортный.
Резкое удорожание импортного сырья практически парализовало деятельность всех местных фирм- производителей пластиковых конструкций. Некоторые мелкие фирмочки разорились и ушли с рынка, большинство же продолжило свое существование. Появившийся в это время относительно дешевый отечественный профиль буквально спас рынок от гибели.
После кризиса на отечественный — поначалу на казанский — ПВХ перешли более половины екатеринбургских фирм. Однако избалованную немецким продуктом публику казанский профиль не устроил (хотя окна из него зиму уже отстояли, и особых претензий не возникало), и вскоре практически все, за исключением разве что фирмы “Меко”, подыскали себе других российских поставщиков профиля. Так, “Декорама”, “Системтроник” и “Спецремстрой” перешли на самарский профиль “Белая ладья”. На московском “Вельтпласте” стали работать “Декра” и “Виталон”, а “Стиль” — и на “Вельтпласте”, и на “Белой ладье”. При этом никто не отказался и от импортного пластика, его используют наряду с отечественным.
Как правило, отечественные производители делают всего 4 основных профиля (при том, что в своей работе такие фирмы, как “Пластмаркет”, “Подряд” или “Профилекс” используют до 100 разновидностей профилей), которые совместимы с модельным рядом зарубежных фирм. Самарский профиль “Белая ладья” совместим с профилем “KBE”, а московский “Вельтпласт” — с “Rehau”. Такой универсализм позволяет удешевлять конечный продукт при использовании в производстве окна части отечественных материалов. Лишь у казанского профиля, который имеет свою отдельную историю (он выпускается на одном из государственных предприятий еще с середины 80-х годов), не было и нет зарубежного прототипа. Впрочем, называясь отечественным, этот профиль делается либо на технологиях, либо на сырье, либо на оборудовании зарубежных фирм, что значительно повышает его себестоимость. Вся фурнитура, все присадки к российскому профилю по-прежнему остаются импортными – теми же немецкими или австрийскими.
Таким образом, абсолютное большинство фирм сейчас работают на профилях сразу двух, трех, а то и четырех-пяти различных производителей. И лишь несколько компаний используют в своей работе всего один, причем импортный профиль. Это “Арсенал-А” (профиль “Veka”), “Виндоу Плюс” (“Deceuninck”), “Пластмаркет” (“KBE”) и “Подряд” (“Rehau”). Кстати, что касается импортного профиля, то и тут произошли некоторые рокировки. Так, “Системтроник” перешел с “KBE” на “Rehau”, “Пластмаркет” – с “Veka” на “KBE”. Причины таких перестановок у каждого свои. К примеру, “KBE” во время кризиса предложила “Пластмаркету” более выгодные, чем были у “Veka”, условия работы, гибкую систему оплаты продукции. Не все устраивает в профиле “Veka” и компанию “Арсенал-А”: “Эта немецкая компания не отстает по технологиям – но и не прогрессирует. Есть определенные системы фасадов и “зимних садов”, которые “Veka” делать не может. Чтобы охватить больший круг потребителей, “Профилекс” к профилю “Kоmmerling” добавил все тот же “Rehau”.
Некоторые екатеринбургские компании “профильного рынка”, помимо пластика, работают и в других направлениях. Так, “Профилекс”, “Стиль”, “Металлон” и “ЭМА” производят еще и алюминиевые конструкции. Компания “Пластмаркет”, чтобы расширить круг своих заказчиков, стала работать как на пластиковом, так и на деревянном профиле. И с каждым годом диверсифицированных фирм становится все больше. Иван Туров (“Профилекс”) считает, что это раздвоение вполне оправдано: “Заниматься одним материалом часто невыгодно. Работать только на пластике или на алюминии – значит ограничивать себя в предложении заказчику. И потом, основная доля рынка профильных конструкций по-прежнему принадлежит алюминию. Пластиковые окна, на наш взгляд, в большей степени рассчитаны на частного потребителя. Поэтому основным направлением деятельности фирмы всегда были и остаются алюминиевые конструкции — сейчас на них приходится более 70% объема производства”.
Оконкуренция
Сегодня на местном рынке идет не столько конкуренция
фирм-производителей пластиковых окон, сколько фирм-поставщиков профиля. Именно
они борются за тех, кто работает или будет работать на их продукции. Поэтому и в
рекламе акцент все больше перемещается с потребительских качеств окна на имидж
фирмы, из чьего материала это окно производится.
И каждая фирма отстаивает
преимущества того профиля, на котором она работает. Тем не менее практически все
сходятся в одном: профили – в первую очередь немецкие плюс бельгийский
“Deceuninck” и французский “Tryba” практически равны и по качеству, и по цене.
Бельгийский и французский чуть дороже, но это уже политика фирм-производителей.
Что же касается отечественного материала, то ничего конкретного о нем сказать
никто не может. Появился он совсем недавно, как будет вести себя через год-два —
неизвестно, как и из чего его делают – тоже большая тайна.
Совершенно не
принципиальным вопросы поставщика профиля считают в фирме “Меко”, работающей как
на импортном (“Veka” и “KBE”), так и на отечественном (самарском и казанском)
профиле. По мнению директора фирмы по маркетингу Олега Возжаева, “качество
продукции определяется четырьмя составляющими: комплектующими — для этого есть
входной контроль, оборудованием — насколько оно выдерживает режим производства,
квалификацией персонала и методикой контроля отклонений. Сырье у всех примерно
одинаковое. Оборудование — тоже. Квалификация персонала — дело наживное. А вот
дальше наступает самая сложная, непрогнозируемая стадия – стадия контроля. О ней
только и надо говорить. Здесь вся суть любого производства. Нужен постоянный,
тотальный, сквозной контроль качества – как в военной промышленности. Поэтому не
важно в сущности, на каком профиле работать – импортном или отечественном. Из
любого, даже российского, профиля можно сделать хорошо, как из любого, даже
немецкого, – плохо. Мы сталкивались с профилями ведущих фирм, браковали их
беспощадно и отправляли обратно”.
Разумеется, все пластиковые окна чем-то
отличаются друг от друга. Но определить, из какого пластика – отечественного или
импортного, польского или немецкого — сделано то или иное окно, может лишь
специалист. Поэтому многие потенциальные потребители предпочитают использовать
удачный или, наоборот, неудачный опыт людей, которые уже сталкивались с той или
иной фирмой, изготавливающей окна. Довод “сделайте мне, как у моего друга”
является сейчас одним из главных при выборе не только конкретного профиля, но и
фирмы-производителя окон. Безусловно, есть и такой заказчик, который смотрит на
полный комплекс предоставляемых ему услуг, на гарантийные сроки и, конечно же,
на цену.
После кризиса цены на пластиковые окна в долларовом эквиваленте
заметно упали. В рублевом – поднялись в 2-3 раза. Если раньше окна стоили от 3
тыс. руб., то сейчас не дешевле 6 тыс. руб.
Даже в фирмах, работающих на
одинаковом профиле, цены на готовую продукцию могут колебаться в пределах
10-20%. Такие расхождения могут быть обусловлены как отличиями в технических
характеристиках конкретных окон (их изолирующей способности, свето-, водо- и
воздухонепроницаемости, прочности как окна в целом, так и его отдельных частей),
так и в эстетических и технологических (затраты труда и материалов при
изготовлении и монтаже) характеристиках. Разумеется, стоимость заказа напрямую
зависит от таких параметров, как размер окна, тип его открывания, вид
стеклопакета, комплектующие элементы и дополнительный комплекс услуг (доставка,
демонтаж старого окна, монтаж нового).
Немецкие фирмы, осознав, что
российский профиль стал их теснить, заметно снизили свои отпускные цены, пошли
своим региональным представителям и на другие уступки. Ценовая конкуренция с
российским производителем также заставила немцев всерьез задуматься и об
организации собственных производств на территории России. На данный момент
таковые имеются у “Veka”, “KBE” и “Kommerling”. “Rehau” пока прорабатывает этот
вариант. А бельгийский “Deceuninck”, не особо борющийся за расширение своего
сегмента российского рынка оконных конструкций, по словам заместителя директора
компании “Спецремстрой” Петра Соловьева, “пока не намерен идти по стопам
немецких фирм и вкладывать деньги в организацию российского
производства”.
Как показывает практика, перенос производства ближе к потребителю пока не дает должного эффекта. Да, профиль становится дешевле, но, по мнению директора екатеринбургского представительства “Rehau” Михаила Субботина, “подешевел он не настолько, чтобы всерьез конкурировать по цене с российским. Поэтому пока не окупаются те многомиллионные вложения, которые немецкие фирмы сделали, построив в России свои заводы”.