«Плохими KPI можно угробить бизнес»: Борис Дьяконов — о метриках, планах и мертвой птичке
«Слово KPI уже звучит для нас так, будто оно старорусское. Менеджерота с утра до вечера смотрит отчеты и устанавливает ключевые индикаторы эффективности. Идиотизм, да?». Колонка Бориса Дьяконова.
Борис Дьяконов, CEO банка для предпринимателей «Точка»:
— Сейчас все любят и талдычат фразу: «Ты не можешь управлять тем, что не можешь измерить». Всюду разные метрики, KPI. Эта аббревиатура — Key Performance Indicators — уже звучит для нашего уха так, будто она старорусская. Подавляющее большинство руководителей устанавливали сотрудникам KPI, мало кто из работников KPI не получал. Причем парадокс: переводится эта аббревиатура как «ключевые индикаторы эффективности».
Градусник идет вверх; две полоски (дамы поймут) — это индикаторы. Уже свершившихся событий. И я не понимаю, как можно кому-то индикатор установить?!
В этом огромная иллюзия, которую создает наш мозг: в момент, когда мы что-то распланировали и опутали это цифрами, у нас возникает ощущение, что надежды под контролем. Есть у тебя план, ты установил кому-то KPI — все, сейчас жизнь наладится. Это то, чем менеджерота занимается с утра до вечера – смотрит отчеты, придумывает все новые индикаторы. Идиотизм, да?
Пример: мы знаем, что пользователи у нас в системе проводят в среднем по семь минут. И если у Facebook, например, цель — задержать человека на как можно большее время, то в банковском сервисе наоборот. Моему эго, может быть, и польстит, если вы будете висеть в системе по два часа, но с точки зрения эффективности банка для предпринимателей это нонсенс — пользователь должен проводить там как можно меньше времени. Зашел — вышел — побежал дальше по своим делам. Так что время в системе — хорошая метрика. Однако влиять на нее приказами или установить кому-то такой KPI я не могу.
Но я в состоянии за ней следить, проводить серию экспериментов, каждый раз пробуя что-то новенькое, и смотреть, какие наши шаги сделали пребывание пользователя в системе проще. Если мы следим за тем, на что можем влиять, и влияем, и оцениваем результаты своих действий, то начинаем управляемо контролировать ситуацию. И контроль возникает не когда мы кому-то установили какие-то индикаторы, а когда нашли причинно-следственные связи, причем как можно выше по течению.
Чувствуете разницу между «установить кому-то KPI» и «оценить тренд»?
Я верю, что плохими KPI можно угробить бизнес. Возьмем классические индикаторы в контакт-центрах — количество звонков, которые приходятся на одного оператора за смену, и среднее время разговора. Когда среднее время снижается — это хорошо. И вы весь из себя эффективный менеджер, конечно, установили такой KPI сотрудникам. Что они начали делать? «Здравствуйте, вы не туда попали» и «Здравствуйте, огромное спасибо за ваш звонок. Мой коллега поможет вам разобраться с вашей проблемой». При этом KPI-то выполняется. Только остается один вопрос: на хрена вообще контакт-центр существует? По-моему, чтобы решать проблемы, которые вы и так создали.
В моей картине мира если клиент нам позвонил, значит, мы уже обосрались. Человек в здравом уме не будет просто так набирать номер финучреждения, приговаривая: «Что-то мне скучно, позвоню-ка в банк».
Сотрудникам я говорю простые вещи: «Если нам позвонили, у нас уже проблема. И ваша ближайшая задача — не сделать хуже». Это не имеет никакого отношения к числу звонков за смену и среднему времени разговора. Когда я понял, что ни одного своего друга не могу отправить в наш контакт-центр, потому что друзей у меня не останется, мы отменили все эти гребаные KPI. Вместо них есть ожидание, что как можно больше клиентов после общения с операторами будет счастливыми, потому что их вопросы будут решены с первого звонка — сколько бы ни длился разговор. И да, сотрудники должны брать трубку. Желательно, как можно раньше.
Я убежден: хороший индикатор — он один. И ближе к причине, а не к следствию. Если вы поставили KPI на финансовый результат, это ничего не даст.
Он лишь отразит, что вы натворили до этого. Наш свежий пример: мы открываем несколько тысяч счетов малому и среднему бизнесу в месяц по всей стране и заметили, что понедельники и пятницы у нас выпадают по количеству открытий. Увидели некую неритмичность в загрузке. Наши эффективные менеджеры стали устанавливать KPI для тех сотрудников, что обзванивают клиентов и назначают встречи — вроде как они не справляются. Мы разобрались в ситуации и увидели: эти люди не виноваты. Просто предыдущее подразделение наваливает им все заявки в пятницу вечером разом, и они не успевают разгрестись в понедельник с утра. Мы стали думать, как сделать так, чтобы заявки проходили через систему ритмично, начали экспериментировать. Если же вы просто смотрите, выполняется KPI или нет, то тратите свое время и время сотрудников на отчеты.
Отчеты, кстати, отдельная тема.
Что делает управленец, когда приходит на новое место работы или новое направление? Настраивает себе отчеты: а почем это, а сколько это в штуках. Когда менеджер так поступает, чувствует себя полезным. А когда он получает отчет, то считает, что начал разбираться в вопросе. В итоге если система достаточно долго живет в таком режиме, все, что она делает, — это производит отчеты.
Поясню наглядно: вот фотография червячного редуктора.
А вот фотография чертежа червячного редуктора.
Здесь все очень точно: размеры в миллиметрах, допуски — все как положено. Похоже ли это на сам червячный редуктор? Не очень. Если по этому чертежу сделать червячный редуктор, получится ли он? Да, но, возможно, будет немного другим.
Теперь задание усложняется. Это фотография кота.
А здесь кто-то задал KPI на кота.
Но по этому чертежу кот, похоже, не получится. Наверно, здесь недостаточно KPI, думают менеджеры, — всего пять измерений. У червячного редуктора их было больше! Видимо, чертеж кота плохой, нужно добавить KPI, и кот точно получится.
Добавили.
Но получится ли кот из этой картинки? Нет никакой вероятности.
Когда-то давно я слушал лекцию человека, который долго и мучительно учился в духовной семинарии. У него был злобный преподаватель древнегреческого, который гонял студентов и в хвост, и в гриву, заставлял спрягать слова, знать все значения, чтобы люди могли читать Новый завет в оригинале. У семинаристов это все в печенках сидело. На последней лекции, когда все уже сдали экзамен, профессор похвалил всех и сказал: «Итак, вы хорошо знаете древнегреческий, понимаете текст. А теперь представьте, что я поймал птичку. Меня заинтересовало, как она устроена, и я повыдергал из нее перышки, аккуратно разрезал ее скальпелем, посмотрел, как мышцы крепятся к косточкам, как сердце качает кровь. Я все разложил по баночкам, я теперь полностью понимаю, как птичка устроена, благодаря чему она летала и парила. Одна проблема: у меня больше нет живой птички. И я никогда не верну ее назад».
Так вот. Понять и разобраться в чем-то — это хорошо. Но в результате пропадает живая птичка.
Я верю в то, что вместо таких и сяких измерений, метрик, планов и выполнения KPI в бизнесе есть что-то гораздо большее. И самая страшная опасность, которая может быть — это все разрезать так, что птичка в какой-то момент перестанет летать. Берегите птичку.
Колонка написана на основе выступления на Eurasian Business Week. Фото: архив DK.RU.