Плох тот киоск, который не мечтает стать магазином
В нем впервые в «постановленческой» лексике возникает такое понятие, как остановочный комплекс. Документ предусматривает график реконструкции мини-рынков и остановочных комплексов по трем зонам гор
В нем впервые в «постановленческой» лексике возникает такое понятие, как остановочный комплекс. Документ предусматривает график реконструкции мини-рынков и остановочных комплексов по трем зонам города: центральной, средней и отдаленной. Реконструкция центральной должна была закончиться до 1 июля с. г., реально реконструировано 80, и на разных стадиях еще 12 мини-рынков и остановочных комплексов.
Средняя зона (77 мини-рынков и 100 остановочных комплексов) должна преобразиться до 1 января 1997 г. Предстоит также вынести с территории 132 отдельно стоящих киоска. На реконструкцию отдаленной зоны отведено первое полугодие 1997. Хотя, по словам Юрия Баженова, зам. председателя комитета по развитию товарного рынка, предприниматели не ждут отведенных сроков. Например, на более чем отдаленном Химмаше, по ул. Грибоедова, 21, остановочный комплекс уже установлен.
Администрация города нашла, таким образом, способ преобразить улицы города, не потратив ни копейки из бюджета. Казалось бы, бизнесмен может и отказаться от таких трат (на строительство уходит от 50 до 150 млн.руб.). Но в этом случае администрация района просто расторгнет с ним договор об аренде земли и заключит его с другим, более послушным. Да и не было ни одного случая отказа. А администрация ужесточает требования к мини-рынкам и остановочным комплексам. Теперь на каждые пять киосков, входящих в состав этих новообразований, должен приходиться один социально значимый, если он стоял до строительства на этом месте. Например, киоск «Роспечати», «Горсправки», по продаже абонементов, телефонная будка. Все они располагаются на условиях бесплатной аренды и 50-процентной платы за коммунальные услуги.
Новое требование последних месяцев — наличие биотуалетов. Они оборудованы, в частности, на ул.8 Марта, 46 (фирма «Стэл»), на ул.Бардина (фирма «Велес»), на ул.Серафимы Дерябиной («Милосердие») и т.д. При приемке комиссия стала обращать внимание на внутреннее оформление киосков (зеркала, пластик, тонированное стекло уже норма). За благоустройством и чистотой близлежащей территории хозяева мини-построек просто обязаны следить. Так же, как и оборудовать места для торговли бабушкам — там, где это разрешено. Причем арендную плату рекомендовано с них брать тощую, чтобы только хватало на оплату уборщика.
Еще одно новое условие — обучение реализаторов на трехдневных специальных курсах в техникуме торговли, где они узнают о правилах торговли и хранения, соседстве товаров и культуре обслуживания, рекламе, после чего получают удостоверения. Уже прошли обучение 300 человек из 3000 реализаторов. И им полезно пройти ликбез, и техникуму подмога: обучение отныне стоит 200 тыс.руб.
По итогам конкурса «Лучший мини-рынок-95» первое место занял остановочный комплекс «Галион» (ул.8 Марта, 70), второе — «Практик» (угол ул.Малышева — Мамина-Сибиряка), третье — «Иском» (угол ул.Белинского — Щорса). И получили они за это соответственно 800, 600 и 400 тыс.руб. Фирмы «Дежа», «Рустас», «Форт», «Далвин» получили благодарственные письма.
Победители конкурса этого года могут рассчитывать на денежную премию в 3, 2,5 и 2 млн.руб. Среди остановочных комплексов — соответственно 2, 1,5 и 1 млн.руб. Деньги, конечно, небольшие, но почет и уважение к победителям администрация города гарантирует.
ИТАЛЛийцы на Урале
ТОО «ИТАЛЛ» стоит, можно сказать, у истоков создания организованных мини-рынков в городе. Фирма создана на базе отдела коммунального хозяйства Ленинского райисполкома в мае 1990 года. Происхождение и объясняет приверженность «ИТАЛЛа» к Ленинскому району, где располагается 11 ее мини-рынков. Этой же фирме одной из первых пришлось заняться заменой «морально устаревших» сооружений. Самый «центральный» мини-рынок «ИТАЛЛа» находится на ул. Вайнера. После реконструкции здесь останется только 96 из 400 торговых мест. Строительство павильонов задерживается из-за ремонта тепловых сетей, в котором «Италл» также принимает участие. В общей сложности в мини-рынок по ул.Вайнера фирма вложила уже около 1 млрд руб.
Возведение остановочных комплексов обходится, конечно, дешевле — 150-200 млн руб. «ИТАЛЛу» в центре принадлежат комплексы около Дома быта «Рубин», на автобусной остановке «Площадь Малышева», на углу ул. Ленина — Вайнера. Фирма отвечает за электроснабжение и санитарное состояние мини-рынков («ИТАЛЛ» содержит бригаду дворников), безопасность арендаторов «ИТАЛЛа» обеспечивает охранное предприятие «Сова».
Стоимость аренды торгового места колеблется от 2-2,5 млн руб./мес. в «спальных» районах до 4 млн руб./мес. в центре. Желание расположиться на ул.Вайнера обходится еще дороже — 5-6 млн руб./мес, в сентябре цена, скорее всего, прыгнет до 8 млн руб.
Все проекты для «ИТАЛЛа» выполняются в художественной мастерской Дмитриева. Что касается собственно строительства, то «Италл» сотрудничает с самыми разными фирмами, но предпочитает АОЗТ систем "Троник", ПКФ "Плюс" и "Стиль".
Межа «Дежи»
В отличие от «ИТАЛЛа», своего соседа по Вайнер-маркету, фирма «Дежа» (ей принадлежат павильоны в Театральном переулке около «Пассажа») разрабатывает проекты в собственной архитектурной мастерской, монтаж павильонов ведет фирма «Профилекс». Результат совместных усилий — реконструированный Уралмашевский рынок, торговые ряды на Привокзальной площади, 13 остановочных комплексов и более 10 мини-рынков по всему городу. В августе будет запущен еще один — в Банковском переулке. Фирма занимается мини-рынками четвертый год.
Арендная плата в самых дорогих центральных павильонах составляет 375-400 тыс. руб/кв.м. в месяц, но они окупаются через 3-4 месяца.
Фирма «Профилекс» известна в городе своими пластиковыми окнами. Для их производства фирма закупила немецкое и австрийское оборудование, все комплектующие также прибывают из Европы.
Павильонами «Профилекс» увлекся относительно недавно и сейчас сотрудничает только с фирмой «Дежа». Мини-маркеты от «Профилекса» делаются из алюминия и стекла. Сначала фирма работала с профилями Хабаровского производства, сегодня алюминевые профили любой конфигурации и сложности «Профилекс» по контракту получает от корейской компании Iljin.
Окна «Роста»:
смотри на вещи просто
Стремление мэрии «упорядочить уличную торговлю» создало не только проблемы киосковладельцам, но и обеспечило заказами строительные фирмы. Часть из них в свое время занимались производством металлических киосков и сейчас в срочном порядке осваивают новое направление. Екатеринбург прирастает киосками строительной компании «Рост» около пяти лет. Популярностью пользовались разные модели: «Рост-МВ», «Рост-БМВ», «Квадро» и др. Транспортабельными киосками фирма снабжала помимо Екатеринбурга еще 30 городов региона. Отдельно стоящие киоски до сих пор пользуются спросом, и «Рост» продолжает их выпускать, хотя и в заметно меньших объемах (стоимость от 19 до 36 млн руб.).
«Рост» выполняет работы только по согласованным с главным художником города проектам, поэтому у заказчиков нет проблем при приемке остановочных комплексов городской комиссией.
Время не стоит на месте, запросы клиентов постоянно растут, и «Рост» от изделий из черного металла перешел на более качественные и внешне привлекательные материалы: алюминиевые конструкции, тонированное стекло, в том числе гнутое, ударопрочный пластик, импортные красители и т.д. Сейчас «Рост» ведет подготовительные работы по применению в своих изделиях конструкций из «теплого» алюминиевого профиля с термовставками бельгийской фирмы Reynaers, хорошо приспособленного к суровой уральской зиме. Ударопрочный пластик «Рост» закупает у европейского подразделения компании General Electric.
Компания «Рост» уже построила немало сооружений в современном стиле, например, остановочные комплексы на пересечении ул. Викулова — Крауля, ул. Комсомольская — Малышева, необычный мини-рынок из золотистого тонированного стекла по ул. Ленина — Гагарина, крытый рынок около супермаркета «Кировский».
Еще один перепрофилирующийся киоскостроитель — «Металлон». У этой фирмы большинство заказчиков — из Свердловской и Тюменской областей, сворачивать производство «Металлон» пока не собирается, выпускает 4-5 киосков в месяц. Что не мешает фирме параллельно заниматься «новыми формами». Сейчас «Металлон» в месяц сдает 1-2 комплекса, 70% — по собственным проектам. Фирма отдает предпочтение более дешевым отечественным материалам. Чтобы ознакомиться с металлоновскими произведениями, достаточно совершить экскурсию на трамвайные остановки «Шаумяна» и «Колмогорова» или троллейбусную около библиотеки Белинского.
Фирма «Ракс-М» изготовлением оранжево-белых киосков никогда не занималась. За полгода своего существования «Ракс-М» смонтировала более 10 остановочных комплексов и павильонов (стоимостью от 90 до 160 млн руб). Фирменный стиль — несерийность, индивидуальный проект, фонарики, арки из пластика, зеркала.
Основное для «Ракс-М» (завод «Стиль») — производство пластиковых окон, дверей, балконных рам, фасадных систем из профиля Renau по немецкой технологии и с немецким качеством.
...Прежние киоски «морально устаревали» чуть ли не каждый год. Новые павильоны и «мини-маркеты» расчитаны, самое меньшее, лет на пять, но вряд ли все они прослужат столько времени. На смену «временным торговым точкам» должны прийти обычные магазины, которых в городе явно не хватает. Уже есть постановление мэрии о преимущественном откупе первых этажей в жилых домах центра города, где и будут открываться новые магазины. В этой связи перспективным направлением для строительных фирм становится отделка фасадов, монтаж витрин и входных блоков. Владельцы мини-рынков также думают о будущем. Фирма «Дежа», к примеру, начинает откупать квартиры и, кроме этого, взяла в аренду памятник архитектуры «Мытный двор» (ул. 8-е Марта, 8-д, между станцией метро и ул. Малышева), где после реконструкции расположатся, как и в XIX-ом веке, торговые ряды.
«ИТАЛЛ» 51-94-59, 51-85-20
«Дежа» 51-73-31
«Рост» 59-88-12, 59-87-76
«Металлон» 45-39-79, 45-09-08
«Ракс-М» 46-49-98