Победа или поражение?
Я понимаю ощущение несправедливости и безысходности, которое охватило многих моих друзей и коллег. Но давайте скажем честно. Да, более 60%. Да, в первом туре. Да, принудительно. Да, нарушая закон.
Но есть и иная сторона. Опять-таки честно ответим на вопрос: "С кем боролся Путин на этих выборах?" С Жириновским и Мироновым? Нет. С Зюгановым? Отнюдь. С Прохоровым? Едва ли. Тогда с кем? Зачем тогда массовые нарушения закона, потраченные миллиарды, изнасилованные рабочие и купленные бомжи? Все просто. Путин боролся с гражданским обществом. Он воевал со всеми нами, используя все доступные средства. Деньги, силу, страх, ложь. На его стороне - проплаченные журналисты, продажные попы, кавказские террористы, коррумпированные чиновники, запуганные бюджетники, обманутые пенсионеры и многие иные, сон разума которых рождает чудовищ.
На нашей стороне была честность. И все. Но и этого оказалось достаточно, чтобы мы получили более трети голосов. Не так важно, как они распределились. Не принципиально, за кого они были отданы. Треть проголосовала против лжи и бесчестия.
Вот и считайте. Машина лжи, сотни миллионов долларов и террор с одной стороны, честность и открытость - с другой. Так что наши 30-40% - это победа. Не полная, не безоговорочная, но такая, после которой с нами уже нельзя не считаться.
Уже видно, что настроение изменилось. Произошел принципиальный сдвиг. Если ранее власть воспринималась как относительно легитимная, то сейчас произошла ее делегитимация. Люди стали относиться к Путину иначе. Он в восприятии многих уже не просто президент, совершающий ошибки, плохо управляющий, ворующий и т.д., но он вообще не президент. Победа с нарушением закона стала поражением.
Делегитимация Путина мгновенно распространилась на все нижние этажи власти. Потеряли законность назначенные губернаторы, назначенные мэры, а местами и полиция. Нелегитимными в глазах гражданского общества стали их решения. В итоге сегодня протестующие разговаривают с властью и полицией даже не на равных, а как с правонарушителями. Я не представляю, как в этой ситуации можно вернуть доверие. Если не отменять результаты выборов, конечно, и не назначать срочно выборы губернаторов и мэров. Все позитивные действия власти будут восприниматься как страх, как отступление. Все негативные - будут вести к дальнейшей делегитимации. Всюду клин.
Главное – потеря легитимности не в глазах митингующих, а в глазах тех, кого свозили на митинги, заставляли, подкупали. Ибо они знают, как побеждает власть. В итоге я вижу парадокс - поражение власти с двумя третями голосов.
Очевидно, что главное сегодня - не просто рефлексировать, но посмотреть на то, что будет. Попробую сказать о главном:
Десятки тысяч чиновников, полиционеров, ассоциированных с властью бизнесменов обеспечивали для Путина необходимый процент. Затрачены миллионы и миллиарды. Только по Свердловской области - миллионы долларов. И продолжают тратиться. На путинги, на пропутинскую рекламу, на борьбу с оппозицией и т.д. Ясно, что деньги и иные ресурсы, включая административный, в тумбочке не лежат. За этими ресурсами стояли конкретные лица. И в итоге все они, и прежде всего – нарушающие закон, придут к Путину или к своему начальнику и скажут: "Мы пахали. Мы хотим получить свое". И это естественно.
Это "свое" может быть выгодными контрактами, земельными наделами, закрытием уголовных дел, поступившей в продажу госсобственностью и т.д. И в большинстве случаев получение "своего" будет иметь очень отдаленное отношение к закону.
Действительно, как теперь это остановить, если на территории Свердловской области уголовники били машины оппозиционеров, вскрывали штабы оппозиции, устраивали электоральные карусели и т.д.? У меня есть стойкая уверенность, что борьба с коррупцией, которая и так шла лишь на словах, вообще остановится. Похоже, что страна отдана на разграбление сторонникам Владимира Путина. Может на три дня, а может и на 6-12 лет.
Что касается оппозиции, дел у нас много. Первое – восстановление прямых выборов мэра Екатеринбурга. Здесь и посмотрим, пройдут проверку президент и его вассалы, или нет. И это будет предельно наглядно.
Колонка написана специально для "Делового квартала"