«Почему это — предательство?». Уральские бизнесмены — о росте эмиграционных настроений
По данным опроса ВЦИОМ, 13% россиян хотели бы переехать за границу. Преобладание эмиграционных настроений наблюдается, прежде всего, в молодежной среде — 38% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет.
Как отмечается, на переезд согласны 23% респондентов с высшим образованием. Пожилые и респонденты с начальным образованием говорят об этом существенно реже — 3% и 4%, соответственно.
Среди факторов, стимулирующих эмиграционные настроения, 12% участников опроса назвали стремление перебраться жить в место с более благоприятным климатом, 11% респондентов отметили более высоким уровень жизни за рубежом. Также задуматься о переезде заставляют нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, считают 11% опрошенных. 10% респондентов отметили недовольство решениями властей, 9% — отсутствие заботы со стороны государства. Кроме того, 9% респондентов сообщили, что к эмиграционным настроениям их подталкивает безработица и отсутствие карьерного роста.
Проблему эмиграции не раз поднимали колумнисты DK.RU из числа уральских предпринимателей. Так, Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин Холдинг», полномочный представитель Российской Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области, подтвердил, что отъезд на постоянное место жительства в другую страну легче всего дается молодым людям, так как им легче интегрироваться в иную языковую, культурную и ценностную среду. Тем не менее, он считает вопрос об эмиграции своеобразным тестом на образованность и выдержку:
«В мире в принципе очень много слабых людей, которые не хотят работать и тем более — бороться с трудностями. И особенно много в России таких, кому кажется, что можно куда-то уехать, и все наладится. Все чаще слова «надо валить из Рашки» я слышу из уст молодых людей, которые и пороху еще не нюхали. Такие настроения — это индикатор уровня образования в стране. Недосмотрели, недоучили! И все что делается сегодня на государственном уровне в области образования, только стимулирует распространение таких настроений. Люди не знают историю — вот бич поколения 2000-х гг.», — поделился г-н Бриль.
Марина Чеботаева, генеральный директор «Энвиро-Хеми ГмбХ», уполномоченный Российско-Германской Внешнеторговой палаты по УрФО, уверяет, что тренда массовых переездов из России в настоящее время не замечает:
«В моем окружении не очень много людей, думающих о возможности уехать из страны, 5%, не больше. Для некоторых людей — это вопрос климата и здоровья (погода нас не балует), для других — это вопросы бизнеса. Например, некоторым ИТ-бизнесменам, чьи масштабы бизнеса — это весь мир, бизнес проще вести в США. Тренда массовых переездов из России за рубеж я не вижу. Но легко могу себе представить обратный тренд: попробуйте представить, сколько десятков миллионов людей в мире мечтает приехать в Россию и освоить 20% мировых запасов полезных ископаемых и 20% мировых запасов питьевой воды».
Стоит отметить, что согласно данным опроса ВЦИОМ, о нежелании переезжать заявили 85% россиян. Более того, часто россияне относятся к эмиграции с осуждением, считает Андрей Бриль:
«Когда иностранная компания вкладывает в Россию свои деньги, или зарубежный предприниматель переезжает в Сибирь, чтобы заниматься бизнесом — этому мы рукоплещем. Но стоит бизнесмену из России уехать в США или начать совместный проект в Евросоюзе — он сталкивается со шквалом критики. Бизнес-эмиграция это нормальный процесс — мир не стоит на месте, и развитие без диверсификации на определенном этапе становится невозможным».
Павел Шестопалов генеральный директор ГК Авто плюс, вице-президент Уральской Автомобильной ассоциации, также отмечает критику соотечественников в адрес экспатов:
«Если ты родился в Тугулыме, потом переехал учиться в Екатеринбург, ты же не предал свой город. Если жил на Уралмаше, потом заработал денег и переехал в «Тихвин», ты же не являешься предателем района. Тебе просто здесь комфортно, ты можешь себе это позволить. А если тебя в Екатеринбурге не устраивает климат, и ты переезжаешь на океанское побережье, это почему-то уже рассматривается как предательство. Сам я уезжать не собираюсь — мой бизнес растет здесь, и как его пересадить в другую почву, я не представляю».
Главным аргументом в пользу жизни в России Андрей Семенов, владелец сети пироговых «Подсолнухи», отметил собственное дело:
«Если решиться на эмиграцию, нужно сначала решить, что делать со своим детищем. За хорошие деньги продать его сейчас, во-первых, очень трудно, во-вторых, очень жалко. Это то, что на протяжении многих лет ты упорно поливал своим потом и кровью, вкладывал все свои силы. Продавать абы кому не хочется, за копейки продавать – тоже плохо. И в результате оказывается, что ты со своим делом как с чемоданом без ручки: и бросать жалко, и не продать, и жить на две страны не так просто».