Почему лоббируют ввод НДС для иностранных интернет-ритейлеров и чем он грозит потребителям
Минфин предлагает ввести НДС для иностранных онлайн-ритейлеров — с такой идеей выступали отечественные продавцы. Расходы переложат на потребителей, отмечают представители глобальных торговых площадок.
Минфин РФ предлагает ввести НДС для зарубежных онлайн-ритейлеров с 2018-2019 гг., пишет ТАСС со ссылкой на проект «Основных направлений налоговой политики» на 2017-2019 гг. С таким предложением весной выступила Ассоциация компаний интернет-торговли, аргументировав это необходимостью уравнять условия работы российских и иностранных ритейлеров. Впрочем, вся нагрузка ляжет на конечного потребителя, сказал «Коммерсанту» Владимир Долгов, гендиректор «eBay Россия». К тому же продавцы уже платят налоги по месту регистрации, и неясно, каким образом можно ввести для них еще один сбор.
«Пока схема мне непонятна, и неясно, насколько это предложение технически проработано. С нами никто консультаций не проводил»,— добавил Марк Завадский, глава российского представительства Alibaba Group.
Кроме того, Российский экспортный центр также предлагает Минэкономики взвесить все риски при предложении снизить порог пошлины для покупок в иностранных интернет-магазинах (сейчас составляет 31 кг и 1 тыс. евро). Радикальные меры ударят по глобальным торговым площадкам и могут ухудшить их отношения с российскими экспортерами. Кроме того, зарубежные компании переложат дополнительные издержки на потребителей, предупреждает гендиректор РЭЦ Петр Фрадков.
В АКИТ горячо поддерживают предложение Минфина. Президент организации Алексей Федоров считает, что государство упустило поток в 300 млн руб., которые ушли в офшорную интернет-торговлю. В случае принятия закона все интернет-компании разделятся на два типа. Первые зарегистрируют, будут включать НДС в цену, а потом возвращать его в Россию, а вторые регистрироваться не станут и переложат на своих покупателей обязанность самостоятельно платить НДС.
«Огромное спасибо министерству, которое наконец-то услышало нас в нашей не очень легкой задаче создать одинаковые условиях для всех игроков. Если не вводить НДС на иностранные покупки через Интернет, российский ритейл ждет неминуемая гибель максимум через два года», — сказал Федоров ТАСС.
Александр Малис, президент «Евросети» (не входит в АКИТ), ранее говорил в интервью порталу Roem, что если не исправить ситуацию, когда часть игроков не платят НДС, то половина российских магазинов уедет за границу.
«Зачем платить НДС, если его легально можно не платить? — говорит Малис. По его словам, такой сценарий легко возможен. — Чтобы переехать в Китай, что для этого нужно? Ничего. Если JD.com может торговать из Китая, почему Евросеть не может торговать из Китая? Будет Евросеть-Китай, отдельное предприятие. И более того, Евросеть-Китай может даже платить российский налог на прибыль, около ноля. Потому что она может торговать почти без прибыли или с российской нормой прибыли. Вопрос в том, что НДС при этом платиться не будет».
В первом полугодии 2016 г. отечественный рынок интернет-торговли достиг объема 405 млрд рублей, показав рост 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщали в пресс-службе АКИТ. Рост во многом происходит из-за бурного роста трансграничной торговли, с сожалением отмечали в организации: ее объем составил 143,1 млрд руб., показав рост на 37%. Темпы ее роста опережают внутренний рынок: долю зарубежных ритейлеров в объеме интернет-торговли составила 35%, увеличившись на 6 п.п.