Почему падают мосты?
Антон Воробьев управляющий партнер консалтинговой группы «ФИНЭКС» Скажу сразу, я не пытаюсь выяснить, почему обрушилась автомобильная эстакада на перекрестке улиц Восточная — Шевченко, тем боле
Антон Воробьев
управляющий партнер
консалтинговой группы «ФИНЭКС»
Скажу сразу, я не пытаюсь выяснить, почему обрушилась автомобильная эстакада на перекрестке улиц Восточная — Шевченко, тем более — искать виновных. Вероятно, это ошибка конструкторов, но позиция подрядчика обычно более уязвима. Многие строительные организации Екатеринбурга, попав в подобную ситуацию, не смогут доказать, что работали по правилам. Кто даст гарантию, что дома и мосты, которые они возводят, не превратятся завтра в груду развалин? Боюсь, что никто. Это легко подтвердить, разложив проблему на части по принципу «5m»: люди (men), оборудование (machines), материалы (materials), методы (methods) и измерения (measures). Именно из этих составляющих складывается надежность постройки. Если хотя бы один из перечисленных факторов «провисает», возводимый объект становится потенциально опасным.
По долгу службы я изучал ситуацию на многих городских стройках и могу обобщить свои наблюдения. Выводы, к сожалению, неутешительные.
Люди
Квалификация рабочих остается низкой. Дает о себе знать и человеческий фактор — большинство специалистов уверены, что им известно, как «правильно выполнять работу». При этом они не удосуживаются детально ознакомиться с чертежами и технологией, а записей по результатам выполненных заданий и контрольных операций не ведут.
Оборудование
Требования к строительной технике, оборудованию и инструментам при возведении того или иного объекта либо не определены, либо не соблюдаются. Используемая техника находится в плачевном состоянии, потому что предприятия стараются экономить на ремонте и придерживаются принципа «что имеем, с тем и работаем».
Материалы
Приходилось сталкиваться с тем, что закупаемые материалы и конструкции поступают без необходимой сопроводительной документации. Вместо системного входного контроля принимающие ограничиваются визуальным осмотром. Записи по итогам таких проверок не ведутся, идентификация материалов не проводится, проследить в дальнейшем, откуда поступил материал с дефектами, невозможно. Не соблюдаются требования по хранению материалов, транспортировке и правила погрузочно-разгрузочных работ.
Методы
Не секрет, что в России строительно-монтажные работы начинаются, когда проектно-сметной документации еще нет. Подрядчик не проводит ее анализ и экспертизу, а впоследствии не доводит до производителя работ изменение проектных решений.
На стройках используются устаревшие ГОСТы, СНиПы и другие необходимые стандарты и нормативные документы. Недавно я обнаружил на одном предприятии СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства», который утратил силу с 1 января 2005 г . Строители ничего об этом не знали.
Много проблем связано также с отсутствием проектов организации строительства (ПОС), проектов производства работ (ППР) и технологических карт. Получается, работы выполняются без техдокументации, соответственно о соблюдении технологии не может быть и речи.
Как правило, в подрядных организациях отсутствуют критерии оценки и выбора поставщиков и субподрядчиков. Не утверждены и не пересматриваются перечни надежных и сомнительных поставщиков и субподрядчиков.
Измерения
Строительно-монтажные работы контролируются лишь формально. Записи по ним либо не ведутся, либо заносятся задним числом. Часто необходимые средства измерения на строительных участках просто отсутствуют. Мне лично доводилось видеть в качестве средств измерений отрубленную от дерева ветку (метр) и подвешенную к веревочке гайку (отвес).
Что делать?
Я приведу слова одного из руководителей компании, построившей храм Христа Спасителя в Москве. Олег Лянг, заместитель генерального директора ЗАО «Моспромстрой», сказал, что в одинаковой мере гордится и воссозданием храма, и построением в своей компании системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001.
Застройщики Москвы стали внедрять ISO 9001 не случайно. Делать это их обязало правительство столицы. С 2001 г. при проведении тендеров среди подрядных организаций и конкурсов на предоставление земельных участков при прочих равных показателях предпочтение стали отдавать тому, кто внедрил систему управления качеством. А с 2004 г. в Москве и вовсе запретили участвовать в торгах по городскому заказу строительным фирмам, у которых нет ISO 9001.
В Екатеринбурге же картина несколько иная. Единственный формальный гарант качества работ местных застройщиков и подрядчиков — лицензия и исполнение СНиПов. Но, по моим наблюдениям, ни то ни другое не может обеспечить безопасность и качество. Требуются кардинальные меры. И я полагаю, что гарантом качества строительства должна стать администрация города, которой необходимо обратиться к мировому и столичному опыту.
МНЕНИЕ ЗА:
Ульяна Южкова
директор по персоналу группы компаний «АСком»:
— Действительно, cегодня в некоторых строительных организациях качество работ оставляет желать лучшего. Это связано, как мне кажется, с несовершенной системой управления в самих компаниях. Когда отсутствует регламент работ, четко не прописаны ответственность, полномочия и компетенции сотрудников, неизбежно растягиваются сроки согласования документов, возникают погрешности в технологических цепочках, увеличиваются затраты и риски и т. д.
Непрозрачность бизнеса, невозможность динамичного развития, а также опыт сотрудничества с крупными заказчиками (в 2005 г . мы были подрядчиками на строительстве ТЦ Мetro Cash & Carry) подтолкнули нас к внедрению системы ISО 9001.
Мы убеждены, что уже в ближайшее время наличие системы менеджмента качества (СМК) станет обязательным для участия застройщиков в тендерах.
Летом этого года мы внедрили систему менеджмента в деревообрабатывающем производстве. В первом квартале 2007 г. планируется «распространить» проект и на строительные работы. Надеемся, что в результате этого нам удастся улучшить качество продукции и услуг, обеспечить стабильность проектной деятельности, снизить операционные риски и повысить управляемость бизнеса. Очень важно, чтобы каждый сотрудник компании был вовлечен в процесс внедрения СМК, осознавал свой вклад и получал за него достойное вознаграждение. Хотя я не утверждаю, что ISО — это панацея от всех трудностей строительного бизнеса. Все зависит от того, как застройщик будет пользоваться этим инструментом.
МНЕНИЕ ПРОТИВ:
Виктор Викин
председатель кооператива ЖСК «Бажовский»:
— Не надо нас принижать. Мы достаточно профессионально работаем. Да, сейчас все делается в дикой спешке, темпы строительства возрастают. Но все застройщики и подрядчики прекрасно осознают, что работать необходимо качественно. Во-первых, каждый дорожит своей репутацией. Она как девственность: ее теряют один раз. Если ты построил дом, а он упал, значит, вход на строительный рынок тебе будет закрыт. И под суд идти никому не хочется. Акты скрытых работ (например, фундамента) подписываются многими людьми. Не бывает так, чтобы один словчил, а все остальные его прикрыли. Во-вторых, за последние пять-семь лет на строительном рынке упрочились связи между застройщиками, подрядчиками и субподрядчиками — разорвать их практически невозможно. Если один исполнитель работ нарушит договоренность, его место тут же займет другой. Поэтому компании боятся выпасть из обоймы. На мой взгляд, ISO — грубо говоря, система легального отъема денег. Не нужно делать из нее чуда! На повышение качества она совершенно не влияет. И это не просто слова — такая же кампания по внедрению системы ISO еще пять-десять лет назад была широко развернута в промышленности, и где результат? Убежден, в строительном бизнесе качество должно начинаться с создания контроля на каждом рабочем месте.