«Почему по СССР ностальгируют? Потому что жили, как лохи, а тогда думали — как боги»
«Страна, где детям сверлят зубы без наркоза просто потому, что чиновник не подумал, а граждане мужественно терпят, нежизнеспособна». Колонка Евгения Енина на DK.RU.
Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:
— В годовщину подписания беловежских соглашений по сетям прокатилась волна ностальгии по СССР: «Какую страну просрали».
Я в СССР не только родился и вырос, но начал работать на заводе токарем-фрезеровщиком, потом — редактором молодежных программ областного телерадиокомитета. Я СССР не в кино видел.
Давайте я пару слов скажу — не своим ровесникам, а тем, кто помоложе, что это было на самом деле, и почему, слава богу, развалилось.
Для начала напомню, что СССР был тюрьмой. Большой, просторной, красивой, но — тюрьмой.
Сказать: «Ну, тут у вас прикольно, конечно, но я, пожалуй, пойду от вас», было нельзя. Это сейчас граница открыта, паспорт показал — прошел, лишь бы там, куда собрался, приняли. А тогда в Черном море дежурили пограничные корабли, потому что отдельные несознательные граждане пытались уплыть в Турцию натурально на надувных матрасах, иначе никак.
Выехать из СССР в капстрану временно было можно. Но очень мало кому: дипработникам, артистам Большого театра на гастроли. Но они должны были вернуться обязательно, поэтому выезжающих проверяли под микроскопами КПСС и КГБ. Но не помогало.
Есть такой термин: «невозвращенец». Так называли тех, кто, несмотря на все проверки, как тогда говорили на Западе, «выбрал свободу». На Родине их заочно судили и приговаривали к предельно серьезному наказанию, побег считался предательством Родины. Покинуть Союз навсегда можно было через лишение гражданства и высылку, что, к примеру, случилось с Бродским. Еще выпускали евреев — для воссоединения семей, это продавали США: поправка Джексона-Вэника, санкции 1974 года, она как раз про это. Шутка из тех времен: «Жена-еврейка — не роскошь, а средство передвижения».
Понятно, что большинство населения СССР не страдало от невозможности уехать за границу, и сейчас у 90% населения нет загранпаспортов и они никуда не собираются при любом пропускном режиме. Но вот вопрос — почему, если СССР был классным местом, за попытку его покинуть стреляли в спину?
В СССР зубы лечили без наркоза. Даже детям. Вырывали — с наркозом, потому что это хирургия, а сверлили — без. Если кариес глубокий, сверлили дырку, клали мышьяк, закрывали временной пломбой. За неделю мышьяк должен был убить нерв. Все равно было дико больно. Я спросил у своего стоматолога, тоже успевшего поработать в СССР, — почему? Новокаин-то был, в аптеках продавался. «Не было предусмотрено», — ответила она. И за деньги тоже нельзя, не предусмотрено.
На мой взгляд, страна, где детям сверлят зубы без наркоза, не в войну, когда все лекарства отправили на фронт, а просто потому, что чиновник не подумал, а граждане мужественно терпят, нежизнеспособна. Если бы эту проблему дали решать самим гражданам, они быстро бы договорились хотя бы приносить новокаин с собой и доплачивать врачу за укол. Но когда все решает государство, то есть чиновник, которому глубоко насрать на то, что дети кричат и не дают сверлить зубы, а он с Америкой в Афганистане воюет, дети будут кричать и ходить с гнилыми зубами.
В СССР не было «памперсов» и тампонов. Своих не производили, закупать за валюту — какие тампоны, мы в Афганистане воюем! Поэтому женщины пихали в трусы вату, обосранные подгузники стирали бедные родители. И все по той же самой причине: нужны ли советским женщинам тампоны, решал условный Брежнев. Вы можете представить Брежнева, обдумывающего проблемы тампонов? И как с зубами — это не случайная ошибка, это системный баг: как только СССР развалился, детские какашки стало можно выбрасывать, а не отстирывать, за полгода проблему решили.
В СССР не могло быть Интернета. СССР и Интернет — идеологически несовместимы. В раннем СССР ставились на учет радиоприемники и пишущие машинки. Чтобы граждане не получали шифровок из-за рубежа и не печатали листовки с призывом свергнуть Советскую власть.
В позднем пишмашинки оставили в покое, но копировальные аппараты были под строгим надзором. Поэтому «Мастера и Маргариту» перепечатывали на машинках, закладывая несколько листов через копирки, так что последняя копия едва читалась. К моему первому сотовому телефону, купленному в конце 90-х, приветом из СССР прилагалось разрешение на пользование радиостанцией, коей технически и является сотовый телефон. Свободный обмен информацией, свободное распространение книг, фильмов, музыки невозможны в Советском Союзе. Или СССР, или плей-лист «Вконтакте», вместе — никак.
И, конечно, СССР не разваливали ни Горбачев, ни Ельцин. У него, скажем так, завод кончился. Поясню: если спросить жителя любой страны «почему ты здесь живешь», он, почесав в голове, ответит: «Привык, удобно, родственники, отеческие гробы, нахрен нигде больше не нужен и пр.». Он не думает об этом ежеминутно, но, если прижать в темном месте к теплой стенке, рано или поздно сформулирует.
СССР был страной с идеологическим фундаментом, в программных государственных документах было четко написано: мы строим коммунизм. Да, без тампонов, «памперсов», анестезии. Это все пока, это все временные трудности, все силы ушли на продвижение в светлое будущее, а вот когда оно наступит, тогда и заживем: будет все и бесплатно.
Но постепенно все осознали: коммунизма не будет. Погорячился с коммунизмом дедушка Ленин. А если мы не строим коммунизм, и не ждет нас рай на земле, какого хрена мы тут сидим, как идиоты, с ватой в трусах и гнилыми зубами? А такого хрена, что захотим уйти — пограничники пристрелят. Единственная причина.
СССР развалился сам. Не потому что не было колбасы, а потому что отсутствие колбасы в 1950-х имело какой-то смысл, а в 1990-х стало ну уж совсем бессмысленным. И раз уж не получилось сделать СССР с колбасой, все выбрали колбасу без СССР.
И, разумеется, нет никаких «но зато», оправдывающих детский ор в кабинете стоматолога: зато индустриализация, зато ядерная бомба и Гагарин. Индустриализацию все страны одолели, атомное оружие есть у девяти стран, если считать Израиль, про космос и говорить нечего, туда уже не державы, а частники так и шастают. При этом «памперсы» в этих странах были, а ГУЛАГа — не было. Так что формула «достижения ценой лишений» оказалось ложной, Гагарин летал не благодаря ГУЛАГУ, где чуть не грохнули Королева, а вопреки.
Почему же по СССР те, кто меня постарше и сами все видели, массово ностальгируют?
Во-первых, тогда была так называемая «номенклатура», которая в спецраспределителях получала колбасу, гречку, икру, мандарины — то, что сейчас есть в любом количестве в самом занюханном продовольственном магазине. У них были служебные автомобили и они отдыхали в ведомственных санаториях в Сочи. Но с теперешней точки зрения крепкого среднего класса жили они, как лохи, а тогда думали — как боги. Признаться себе в этом они не могут, вот и придумывают всякую хрень.
Во-вторых, все еще проще. У дедули спросили — при ком из генсеков лучше жилось. Он подумал и ответил: при Хрущеве. Почему? У меня тогда так стоял!
Ностальгия по СССР — это всего лишь ностальгия по молодости. Если вы насмотрелись сериалов и вам кажется, что в СССР было круто — сходите к зубному, попросите полечить зубы без анестезии. Наслаждайтесь Союзом Советских Социалистических республик.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU