Почему томатный сок в самолете вкуснее? Как авиаперелеты влияют на мозг и тело
Нахождение на высоте более 10 км над землей внутри запечатанной металлической трубы может привести к странным реакциям сознания, изменить настроение и работу чувств.
Авиаперелеты способно серьезно повлиять на тело и мозг человека. Низкое давление и влажность не только тормозят реакцию и вызывают усталость, но и меняют психологический настрой, пишет ВВС.
Мы плачем...
Те, кто часто летает, могут заметить у себя — или хотя бы у окружающих, — склонность всплакнуть даже из-за самых безобидных фильмов, которые люди смотрят во время долгого авиапутешествия. Даже беззаботные комедии могут спровоцировать слезы у пассажиров, которые обычно не стали бы плакать, посмотрев их на земле.По данным нового опроса, проведенного лондонским аэропортом Гатвик, 15% мужчин и 6% женщин с большей вероятностью заплачут при просмотре фильма в полете, чем если бы смотрели его дома.
Существует много теорий о том, почему полет может сделать людей более склонными к слезам — печаль от расставания с близкими, волнение по поводу предстоящей поездки, тоска по дому. Но также есть доказательства, что повлиять на это может полет сам по себе.
Множество исследований показывают, что нахождение на высоте более 10 км над землей внутри запечатанной металлической трубы может привести к странным реакциям сознания, изменить настроение и работу чувств, и даже заставить нас больше чесаться.
Раньше было не так много исследований этого вопроса, так как для здоровых людей это не представляет большой проблемы, — говорит Йохен Хинкельбейн, президент Немецкого общества аэрокосмической медицины и помощник медицинского директора по неотложной медицине в Университете Кельна. — Но поскольку воздушные путешествия стали дешевле и популярнее, пожилые и не совсем здоровые люди чаще путешествуют самолетами. Поэтому возникает больший интерес к этой области.
Испытываем гипоксию...
Несомненно, что самолет — это необычное место для человека. Это загадочная среда, где давление воздуха сравнимо с нахождением на высоте около 2,4 км. Влажность ниже, чем в некоторых самых засушливых пустынях мира, в то время как воздух, подающийся в салон, охлаждается до 10° C, чтобы компенсировать избыточное тепло, выделяемое всеми корпусами и электроникой на борту.
Снижение давления воздуха во время полета может уменьшить количество кислорода в крови пассажиров на 6-25% — падение, при котором в больнице многие врачи начнут вводить кислород дополнительно.
Исследования показывают, что даже относительно умеренные уровни гипоксии (дефицита кислорода) могут изменить нашу способность ясно мыслить. При уровнях кислорода, эквивалентных высоте выше 3,6 км, у здоровых взрослых могут наблюдаться измеримые изменения в памяти, в способности выполнять расчеты и принимать решения. Вот почему авиационные правила гласят, что пилоты должны надеть кислородную маску, если давление воздуха в салоне выше, чем на высоте в 3,8 км.
Давление воздуха на высотах более 2,1 км увеличивает время реакции.
И прекращаем разумно рассуждать
Некоторые исследования показывают, что может появляться небольшое снижение познавательной способности и логических рассуждений на уровнях кислорода равных 2,4 км, — как раз тех, что наблюдается в салоне самолета.
Хинкелбейн говорит, что умеренная гипоксия, которую мы испытываем во время полетов, может вызывать и другой, проще узнаваемый эффект — усталость. Еще один эффект низкого давления: снижение ночного видения на 5-10% на высотах всего в 1,5 км. Это связано с тем, что клетки фоторецептора в сетчатке, отвечающие за зрение в темноте, отчаянно нуждаются в кислороде.
Полет может сыграть свою шутку и с нашими чувствами. Сочетание низкого давления воздуха и влажности может снизить чувствительность вкусовых рецепторов к соли и сладкому приблизительно на 30%. Исследование, проведенное по заказу авиакомпании Lufthansa, также показало, что томатный сок во время полета кажется вкуснее.
Низкий уровень давления воздуха и влажности также может усиливать эффект алкоголя и тяжесть последующего похмелья, при гипоксии может вырасти уровень тревожности.