Почему в Екатеринбурге нет магазинов премиум-класса
эксперты Павел Алянич генеральный директор ТС «А-Продукт» Олег Бакун генеральный директор Core Competences — Retail Evolution Company (Москва) Александр Комиссаров генеральный директор ТС «Мегамарт
эксперты
Павел Алянич
генеральный директор ТС «А-Продукт»
Олег Бакун
генеральный директор Core Competences — Retail Evolution Company (Москва)
Александр Комиссаров
генеральный директор ТС «Мегамарт»
Марина Лачихина
генеральный директор сети супермаркетов «Елисей»
Алексей Подоляко
исполнительный директор НП «Альянс»
Александр Райсих
генеральный директор ТС «Звездный»
Зачем сети строят свои торговые центры?
Почему в Екатеринбурге нет магазинов премиум-класса?
Значимым событием прошлого года, повлиявшим на потребительский рынок, оказался мировой финансовый кризис. Его последствием стало подорожание заемных средств. В итоге региональные и федеральные компании, стремясь побыстрее расплатиться по собственным финансовым обязательствам, отложили экспансию минимум на год (у некоторых размер долга к концу года превышал величину прибыли до уплаты налогов в шесть-девять раз, хотя, как указывают эксперты, это соотношение лучше поддерживать на уровне немногим больше трех). Поэтому федеральные продовольственные сети, которые давно присматривались к Екатеринбургу, в нашем городе так и не появились. Более того, две компании ушли с местного рынка из-за финансовых трудностей.
Одной из сетей, покинувших местный рынок продовольственного ритейла, стала «Рамстор» турецкой компании «Рамэнка»1. В Екатеринбурге «Рамстор» проработал чуть больше года: гипермаркет площадью 8 тыс. кв. м был якорным арендатором ТРЦ «Карнавал». Теперь там будет работать французский Auchan, который выкупил все 14 точек «Рамстора» в России.
В ближайшее время уйдет и сеть «Гроссмарт», принадлежащая российскому холдингу «МАРТА» (компания испытывает трудности с погашением долга, который превышает $250 млн). В Свердловской области «Гроссмарт» был представлен шестью точками, в том числе гипермаркетом площадью 6 тыс. кв. м в ТРЦ «Парк Хаус». Теперь помещения займут магазины немецкой сети Billa2 или российской «Мосмарт» (см. «ДК» № 22 от 16 июня 2008 г.).
Таким образом, на местном рынке продовольственной розницы остались две иностранных компании — Auchan и Metro Cash & Carry, у каждой из которых по две точки: у Auchan — в ТЦ «Мега» и в ТРЦ «Карнавал» (откроется в ближайшее время), у Metro — на Сибирском тракте и на ул. Металлургов (магазин открыт в 2007 г.). Работают также две федеральных сети — «Дикси» («Мегамарт» и «Минимарт») и Х5 Retail Group («Пятерочка»). Общая доля иностранных и федеральных сетей в структурированном ритейле практически не изменилась (около 20%).
Основную часть рынка продовольственной розницы Екатеринбурга занимают местные сети. Теоретически это соотношение должно измениться, так как Екатеринбург значится в стратегическом плане развития у многих сетей, таких как «Перекресток», «Мосмарт», «Лента», «Карусель», «Вестер», «Патэрсон» и др. Каждый год эксперты предрекают ужесточение конкурентной борьбы по мере появления компаний на рынке, а также по мере расширения присутствия существующих. Сейчас у части организаций достаточно конкретные планы. Об открытии магазина в 2008 г. сообщил «Мосмарт». X5 Retail Group приведет на Урал сеть «Карусель»3: только в столице Урала предполагается работа четырех гипермаркетов. Из иностранных — Auchan намерен запустить в течение трех лет четыре гипермаркета общей площадью более 50 тыс. кв. м, Metro — открыть еще как минимум одну точку.
Но эксперты затрудняются ответить, осуществятся ли эти планы: помимо сложностей с долгосрочными заимствованиями для экспансии в Екатеринбург есть еще одно препятствие.
Уже несколько лет приход федеральных компаний сдерживает отсутствие в Екатеринбурге подходящих по местоположению и стоимости площадей. Если местные продовольственные сети не предъявляют к помещениям жестких требований (к примеру, площадь под гипермаркет не менее 3 тыс. кв. м), то для федералов это условие обязательно. АЛЕКСЕй ПОДОЛЯКО, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Альянс»: «Чтобы запустить средний магазин или гипермаркет, необходимо потратить примерно одинаковые временные и организационные ресурсы. Но крупный формат принесет несоизмеримо больший доход».
Теоретически федеральным компаниям могли бы помочь девелоперы, активно строящие в Екатеринбурге торговые центры. Их пока еще можно заинтересовать федеральным брендом и договориться о параметрах помещения на этапе проектирования ТЦ. Александр Райсих, генеральный директор ТС «Звездный», уточнил, что его торговая сеть и ТС «Перекресток» участвовали в тендере за право стать якорным арендатором в ТРЦ «ФанФан», который откроется на ул. Ясная — Посадская. Однако в итоге выиграл «Перекресток», чей бренд выглядит для застройщиков более привлекательным, чем бренд «Звездного». На этом же основании «Звездному» отказали и в возводимом на месте Центрального рынка многофункциональном комплексе Forum Mall (там будет работать московская «Азбука вкуса»). Достичь соглашения удалось только относительно помещения в строящемся ТЦ «Призма».
Однако, несмотря на такие предпочтения со стороны девелоперов, экспансия федеральных игроков все равно затруднена, поскольку застройщики массово срывают сроки сдачи ТЦ. В частности, сеть «Карусель» собиралась выйти на рынок столицы Урала еще в прошлом году, став одним из якорных арендаторов ТРЦ «Рок-н-молл» на дублере Сибирского тракта, но из-за задержки строительства до сих пор не работает в Екатеринбурге.
Чтобы не стать заложниками застройщиков, некоторые ритейлеры решают строить самостоятельно. Например, DORINDA HOLDING S.A., владеющая питерской сетью «ОКЕЙ», планирует запустить к 2010 г. первый гипермаркет на Эльмаше общей площадью 19 тыс. кв. м, в котором продовольственный оператор займет 8 тыс. кв. м, а к 2013 г. возвести в Екатеринбурге второй собственный торговый центр.
Рост стоимости кредитов и низкая рентабельность (по оценкам экспертов, 3-7%) привели к тому, что и местные компании стали внимательнее просчитывать целесообразность запуска новых точек. Ошибки в выборе помещения могут дорого обойтись ритейлеру — реконструкция магазина площадью 300-400 кв. м, по оценкам ПАВЛА АЛЯНИЧА, генерального директора торговой сети «А-Продукт», потребует 10 млн руб., из которых 3-4 млн руб. уйдет на оборудование, еще 2-3 млн руб. — на покупку электрических мощностей, остальное придется потратить на ремонт помещения.
Получив фору, часть местных компаний все равно активно наращивают количество точек. В частности, сеть «Кировский» пополнится в этом году двумя супермаркетами (площадью 2 тыс. кв. м каждый), а осенью откроется трехэтажный торговый центр в 10 тыс. кв. м на Сортировке. В конце прошлого года компания купила половину бизнеса торговой сети «Бест-Маркет», принадлежащей холдингу «Бест» (эксперты оценили сделку в 750 млн руб.). «Монетка» намерена занять место в пятерке ведущих российских продовольственных ритейлеров к концу 2009 г. В этом году появятся 50-60 магазинов в Уральском федеральном округе и Москве (для запуска новых точек получены кредиты на сумму около $70 млн). Экспансия в столицу осуществляется благодаря сотрудничеству с бывшими топ-менеджерами торговой сети «Копейка» СЕРГЕЕМ ЛОМАКИНЫМ и АРТЕМОМ ХАЧАТРЯНОМ, которые обязуются до конца 2008 г. открыть в Москве и Московской области 25 дискаунтеров под брендом «Монетка». В обмен на эти активы бизнесмены получат 25%-й пакет акций «Монетки».
Одновременно с расширением владельцы рассматривают и вариант продажи бизнеса. Пока сети находятся на пике развития, их можно продать по максимальной цене. Хотя предложения о покупке поступают местным игрокам достаточно часто, договориться о слияниях не получается. ОЛЕГ БАКУН, генеральный директор московской компании Core Competences — Retail Evolution Company (специализируется в области управленческого консультирования), полагает, что проблемы связаны с амбициями собственников объединяющихся сетей, которые не могут договориться о слиянии или поглощении. Например, в прошлом году московская инвестиционная компания Falcon Advisers известила потенциальных инвесторов о том, что выставляет на продажу 100% акционерного капитала объединения «Купец». Завершить сделку планировалось в ноябре 2007 г., но покупателей за заявленную стоимость не нашлось. Теперь сеть ищет финансового инвестора для покупки части бизнеса, что может свидетельствовать о новом витке предпродажной подготовки.
По мнению экспертов, инвесторы не хотят платить крупные суммы в первую очередь потому, что в сети много неформатных магазинов с большим количеством неторговых площадей и старым оборудованием. Как уточнил г-н Бакун, это и было основной проблемой «Купца». Подобные трудности приписывают и «Кировскому».
Вторая причина отсутствия сделок по слиянию и поглощению — непрозрачность бизнеса региональных сетей, что вызывает сложности при оценке их реальной стоимости. Потенциальный инвестор не рассматривает их как бизнес — он покупает расположение магазина, поток посетителей (покупателей) и торговую площадь (формат). По словам АЛЕКСАНДРА КОМИССАРОВА, генерального директора торговой сети «Мегамарт», мешает покупке сетей и непонятная структура собственности, поэтому екатеринбургские компании недавно начали приводить ее в порядок. Супермаркет «Кировский» под руководством «Эрнст энд Янг» заканчивает реструктуризацию бизнеса, чтобы в дальнейшем не испытывать проблем с продажей, которые возникли на этапе переговоров с федеральными сетями.
С такими же сложностями сталкиваются и местные ритейлеры, когда хотят выйти в города области. МАРИНА ЛАЧИХИНА, генеральный директор сети супермаркетов «Елисей», рассказывает, что их компания рассматривала возможность освоения области и изучила около десяти предприятий, но ни одно из них не соответствовало требованиям, поэтому от выхода в регион пока пришлось отказаться.
Соблюдение формата — не только способ сделать сеть привлекательной для потенциальных инвесторов. Это еще и метод повысить устойчивость бизнеса, создать узнаваемое лицо компании — считают эксперты. Например, «Звездный» и «Елисей» можно отнести к формату супермаркетов (основные покупатели — представители среднего класса). «Пикник» и «А-Продукт» — магазины у дома, «Мегамарт» — супермаркеты и компактные гипермаркеты с возможностью мелкооптовой покупки. Крупные сети считают выгодным развивать и мультиформатность, но с обязательным четким позиционированием каждого формата. К примеру, «Купец» наряду с дискаунтерами «Купец-эконом» создал супермаркеты и один гипермаркет. Торговая сеть «Монетка» кроме дискаунтера с одноименным названием продвигает и универсамы «Монетка-Супер», которые отличаются большей площадью и ассортиментом.
Рост доходов населения (по итогам 2007 г. средняя заработная плата в Екатеринбурге выросла на 29,6% — с 13,6 до 17,63 тыс. руб.) и увеличение числа обеспеченных граждан (по мнению Алексея Подоляко, таковых сейчас 9%, что в два раза больше, чем три года назад) заставили многих игроков обратить внимание на премиум-сегмент. В частности, весной этого года «Кировский» открыл магазин класса люкс площадью 1 тыс. кв. м на ул. Жукова, а «Атомстройкомплекс» потратил около $10 млн на запуск магазина S-класса «Делис» (площадь 2 тыс. кв. м), который находится в ЖК «Аквамарин».
Однако, по словам г-на Райсиха, эти точки нельзя в полной мере отнести к разряду премиум. До уровня федеральных образцов (таких, как «Азбука вкуса» или «Глобус Гурмэ») они пока не дотягивают ни по местоположению, ни по ассортименту. Федералы на екатеринбургский рынок не торопятся, считая, что за пределами Москвы недостаточно потенциальных покупателей. «Азбука вкуса» до сих пор не вышла даже в Санкт-Петербург, компания «Глобус Гурмэ» уже закрыла в Северной столице одну из своих точек. Магазин сети «Азбука вкуса» должен появиться в Екатеринбурге только в 2010 г. Он займет около 2 тыс. кв. м в строящемся Forum Mall на месте бывшего Центрального рынка. О планах второй сети пока неизвестно. Основное препятствие для захода — отсутствие подходящей коммерческой недвижимости. Александр Райсих в качестве площадок, где могли бы расположиться магазины класса премиум, называет перекресток пр. Ленина — ул. Карла Либкнехта (там работает магазин «Океан») и угол пр. Ленина — ул. Толмачева (Центральный гастроном). Премиальные ТЦ, по его мнению, — это Forum Mall или проект ТРЦ компании RED на ул. Жукова.
Федеральные игроки считают, что через два года конъюнктура, вероятно, улучшится. Впрочем, как полагает г-н Подоляко, в столице Урала и тогда может не найтись необходимого количества людей, ориентированных на так называемое престижное потребление и готовых посещать продуктовые магазины класса люкс.
1 С сентября 2007 г. сеть «Рамстор» на 100% принадлежит турецкой компании Enka.
2 Для развития сети Billa в России Rewe Group в 2004 г. создала совместное предприятие с холдингом «МАРТА» — ООО «Билла Раша», в котором 75% досталось немцам, а 25% — «МАРТЕ». В апреле этого года Rewe прекратила сотрудничество с «МАРТОЙ».
3 X5 Retail Group приобрела сеть «Карусель» в 2007 г. за $920 млн у компании Formata Holding B. V.