Подарок иностранному партнеру: что надо знать, чтобы не ошибиться
«Избегайте дарить японцам что-либо по четыре штуки, так как цифра «4» созвучна слову «смерть». И сильно подумайте, прежде чем купить лилию для американки» — правила дарения подарков иностранцам.
Мария Тодосийчук, тренер международного уровня и консультант по деловым коммуникациям с иностранцами, преподаватель Бизнес-Школы УрФУ и Института государственного управления и предпринимательства УРФУ — специально для DK.RU:
— В некоторых странах значение подарка не так уж велико, а его отсутствие даже не смутит вашего партнера. Но в очень многих странах взаимные дары играют важную роль в налаживании деловых отношений. И хотя тема, на первый взгляд, легкая и приятная, вы можете легко попасть впросак, так как в каждой стране есть нюансы подаркодарения, о которых вы не подозреваете.
Общее правило гласит, что подарок должен иметь разумную стоимость и не ставить принимающего в неловкое положение. С другой стороны подарок должен соответствовать статусу принимающего и уровню, на котором он преподносится. В действительности, общие правила редко работают и вовсе не помогают подготовить удачный подарок. Удачный подарок - это подарок, в котором всё соответствует культурным традициям обеих сторон: имеют значение качественные и количественные характеристики, цвет и свойства упаковки и т.д. А манера преподнесения может носить церемониальный характер.
В Китае подарки следует преподносить в красивой, аккуратной упаковке красного или золотого цвета. Избегайте белого, синего и черного цветов. Дарить и принимать подарки следует обеими руками.
Пусть вас не удивляет и не обижает, если китаец станет отказываться от вашего подарка. Это одно из проявлений скромности и учтивости.
Он может отказать несколько раз подряд, после чего все равно примет его. Скажите, что это подарок «от нашей компании вашей компании», и что он совсем небольшой, символический. Так китайцу будет проще принять его. Если в Европе и Америке подарки обычно открывают сразу при получении, то китайцы предпочтут не разворачивать подарок в вашем присутствии.
Традиция вручать и принимать подарок двумя руками и не открывать его сразу распространена во многих восточных странах, например, в Японии, Тайланде, Ираке, Иране, Индии.
В Индии важно не столько то, что вы дарите, сколько искренность дарителя. А «счастливыми» цветами для упаковки считаются желтый, зеленый и красный. Нельзя дарить индусу изделия из кожи.
Китайцам не следует дарить часы, ножи и зонты. А на Ближнем Востоке неудачным подарком будет алкоголь. Для русских этот совет особенно актуален, так как многие считают бутылку дорогой русской водки хорошим сувениром иностранному партнеру. Это так, но все же лучше его преподносить только западным партнерам – например, из Америки, Германии, Швеции. Он будет хорошо воспринят. А вот с вином все не так просто. Жители европейских регионов, которые славятся виноделием, – Италии, Франции, Испании, Германии – любят дарить вино своим гостям. Но вам (в смысле – россиянам) следует быть крайне осторожными. Стоит хорошо разобраться в винах и выбрать для подарка какое-то особенное вино, чтобы произвести впечатление на искушенных европейцев.
В Японии избегайте дарить что-либо по четыре штуки, так как цифра «4» созвучна слову «смерть». Зато подходящим вариантом будут парные подарки.
В Европе и Южной Америке бизнес-подарков особо не ждут, но если вы уже хорошенько подружились с партнерами и получаете приглашения в гости, то прийти с пустыми руками - дурной тон. Если вам удастся выбрать подарок, который как-то связан со вкусами и увлечениями партнера, это может быть высоко оценено. Во всех прочих ситуациях можно отделаться «мороженым для детей» и «цветами для хозяйки». Упаковка и ее цвет значения не имеют, но знак внимания должен быть.
Кстати о цветах. С ними необходимо проявлять повышенную осторожность: в каждой стране свои ассоциации и традиции, связанные с сортами, цветом и количеством. Например, в России считается вполне приемлемым дарить лилии на свадьбу, в то время как в США и многих других странах лилии – это траурные цветы.
Еще один важный вопрос – когда преподносить свой подарок? В деловой обстановке дарят подарки после встречи. Если же вас пригласили в дом, то подарок протягивают сразу по приходу.
Вообще, нюансов подаркодарения бесконечное множество. И в каждой отдельной стране они свои.
Вам будет несложно запомнить основной принцип: чем дальше на запад, тем меньшее значение придается обычаю дарить подарки и тем ниже ожидания.
«Западные» подарки, когда они есть, часто предельно просты, как футболка Дмитрию Медведеву от Марка Цукерберга. Чем дальше на восток, тем, напротив, глубже значение подарков и тем больше церемониала может быть с ними связано. Любой подарок должен быть красив, хорошего качества и со вкусом оформлен.
Наиболее же сложным моментом для вас может стать выбор идеи самого подарка. Хотя есть одна подсказка, которая всегда выручит, если вы не знаете, что подарить. Объекты и сувениры, наделенные колоритом вашей собственной страны, или что-то особенное, что характеризует ваш регион, – всегда выигрышно и уместно.
Самым удачным из моей практики подарком был медведь ручной работы, выполненный крайне искусно местным уральским мастером по известной английской технологии teddy-bear.
Ручная работа всегда ценится высоко, возьмите себе на заметку.
Я преподнесла этого медведя своему британскому партнеру как символ того, что между нашими культурами есть что-то общее. Всем известно, что медведь является стереотипным персонажем в восприятии России иностранцами, но и в английской культуре тоже есть известные персонажи-медведи: Винни Пух, всеми любимый медвежонок Паддингтон и, собственно, Тедди Беар. Подарок, конечно же, был воспринят на ура. Моему партнеру доставляло огромное удовольствие рассказывать об этом своим коллегам, и его обсуждали не один ужин.