Подозрительные роботы: клиенты банков массово жалуются на блокировку счетов
«Документы не объясняют экономического смысла операций». Клиенты Сбербанка массово столкнулись с блокировкой счетов по подозрению в отмывании средств. Скоро проблема может затронуть и другие банки.
Количество жалоб на незаконные блокировки счетов стало намного больше, и 80% всех обращений поступают от клиентов Сбербанка, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в Росфинмониторинге. Чаще всего потребители жалуются на блокировку карт при внесении или снятии крупных сумм или переводах на счет клиента или третьему лицу.
Банк просит пояснить операцию и предоставить копии документов, которые подтверждают источник денег. Жалобу рассматривают в течение двух-пяти рабочих дней, но при этом банк может отказаться разблокировать счет с формулировкой «документы не объясняют экономического смысла операций». Контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. руб., но в случае подозрений банк может заблокировать трансакцию и на меньшую сумму.
Большое количество жалоб клиентов Сбербанка эксперты связывают с автоматизацией и централизацией процессов комплаенс. Это в разы снизило расходы на проверку трансакций, говорит зампред госбанка Белла Златкис. Но в итоге автоматизация приводит и к значительному росту случаев блокировки счетов добросовестных клиентов. В Сбербанке признают проблему: в 10% случаев трансакции и счета разблокируются после предоставления документов или пояснений клиентов, говорит она. Отказаться от автоматизации не получится, так как это потребует «неадекватное количество специалистов».
«По пути автоматизации идут и другие игроки, так что количество жалоб будет только нарастать», — прогнозирует представитель АРБ Алексей Тимошкин.