«Бизнесмены должны стать героями нашего времени. Вместо этого — все время под подозрением»
«Представители бизнеса теряют веру в ценность своего труда. Появляется ощущение, что их труд не нужен и не важен, раз успехам радоваться никто не стремится». Колонка Сергея Мазуркевича на DK.RU.
Сергей Мазуркевич, генеральный директор ГК «ТРАНССИБУРАЛ»:
— У нас в стране много успешных предпринимателей, которые не афишируют свои достижения, стараются не привлекать внимание к собственной персоне. Они достигают реальных успехов, много трудятся, делают многое в рамках своих возможностей для тех, кто работает с ними в команде, для коллег и партнеров, клиентов и подчиненных.
Но они не становятся героями нашего настоящего, скорее, даже наоборот, они все время под каким-то подозрением. На них все время смотрят с прищуром. Они все время между молотом государственного контроля и наковальней народного непонимания.
Происходит постоянное перетягивание каната: предприниматели пытаются выбить себе лучшие условия для ведения своего бизнеса, а с другой стороны стены кричат: «Нет, вы нам все должны. Вы должны то, должны это». И далее по списку, чего мы должны.
Интуитивно понимаешь, что у государства есть свои задачи, и эти задачи, конечно, тоже нужно решать, но ощущение того, что предприниматели находятся под всесторонним круглосуточным и довольно однобоким контролем, не проходит.
Что подразумевается под «однобоким контролем»? Здесь имеется в виду контроль успеха предпринимателя — как только в общем поле зрения появляется активный, амбициозный бизнесмен, который открыто заявляет о своих возможностях, целях, задачах, реальных делах, так он сразу же попадает «под прицел» общества и всех его социальных институтов.
Но парадокс заключается в том, что если у этого же предпринимателя или у любого другого возникает какая-то проблема, необходимость содействия в ее решении (часто среди таких проблем бывают и системные проблемы целой отрасли или территории), так никто не торопится ему помочь. Часто вместо помощи появляется критика или вообще полное игнорирование частного случая, пусть, порой, и системного…
К чему приводит такой дисбаланс интересов? А к тому, что представители предпринимательского сообщества вообще теряют веру в ценность своего труда. Появляется ощущение, что их труд никому не нужен и не важен, раз успехам радоваться никто не стремится, а в беде, тем более, помощи допроситься трудно. Эти мысли подрывают самое главное чувство для комфортной жизни в своей стране — патриотизм.
А для предпринимателей — это один из главных мотиваторов к действию. И это не пустые слова. Вот когда вернется патриотизм к предпринимателям, мы получим все, о чем громко говорят по телевизору: и новые промышленные площадки, и современное производство, и инновационное развитие, и привлекательный инвестиционный климат.
Когда у предпринимателя будут гарантии, что его бизнес нужен региону, что его успех будет защищен со стороны государства, что его достижения можно афишировать, и что это будет примером для других.
Почему успешные предприниматели в тени? Да, есть поговорка, что «деньги любят тишину», но мы же говорим о предпринимательском движении, развитии региона. Мы должны показывать, что делается, показывать успешные примеры развития, обучать друг друга, устанавливать полезные связи. Тут без публичности не обойтись.
А ведь патриотизм появляется тогда, когда есть обратная связь. Нам нужно сделать из предпринимателя героя, дать понять — основа любого нашего успеха, успеха и благополучия любой семьи, любого члена общества — начиная с младенца и заканчивая пенсионером — зависит от того, насколько успешно развивается предпринимательская деятельность. Мы не сможем по-настоящему круто жить только счет полугосударственного крупного бизнеса, дотаций и полезных ископаемых.
У нас в стране есть критерии успешности регионов вроде «собрали сколько-то налогов, выполнили такой-то бюджет». А может, нужно показатели успеха региона или муниципалитета оценивать, в том числе, по товарообороту среднего бизнеса, например.
Один из ключевых элементов системы — средний бизнес, это очевидно даже по тому, как переориентируются крупные проекты вроде ИННОПРОМа. А среднему бизнесу нужны определенные гарантии. Гарантии стабильности, гарантии защищенности от каких-либо экономических потрясений. Многие до сих пор со страхом вспоминают ситуацию, которая была в 2014 г., когда банки поднимали ставки до 30%, отзывали кредиты, аннулировали кредитные линии. И средний бизнес, конечно, в этой ситуации остался один на один с проблемой. Существующее до сих пор недоверие финансовой системе во многом строится на этом примере. Надо приложить очень много усилий, чтобы вернуть доверие, интерес, энтузиазм людей инициативных, склонных заниматься своим делом. Создавать региональный продукт для регионального и межрегионального рынка или идти дальше, на экспорт. И тут мы должны сформулировать, наконец, главное: что же такое патриотизм сегодня. И не только для предпринимателей.
В военное время броситься на вражеский пулемет — подвиг, такое часто приводят в пример как проявление патриотизма, а в мирное люди почему-то сидят и просто ждут. Вот, мол, придет враг, я себя покажу, а пока полежу на печи немного, лет 30!
В век интернета и невероятных скоростей, причем, скоростей во всем — в мыслях, целях и действиях, базовой задачей современного развитого общества становится необходимость прививать уважение, но не просто к труду как процессу, а к эффективному труду. Успешный труд — вот что такое современный патриотизм.
В завершение хотелось бы вернуться к истории про молот и наковальню и ответить на вопрос, что делать. За нас, за предпринимателей, никто героев не сделает. Не надо это никому.
Наш выход — максимально грамотно и активно пропагандировать образ предпринимателя в обществе. Не того, который «малиновой пиджак из 90-х», а трудягу, который рискует, вкалывает и добивается результата. Это наша с вами работа. Системно и всеохватно показывать каждый день всем людям вокруг, что чем слабее будет предпринимательское сообщество, тем хуже для них. А чем сильнее мы, тем сильнее все общество и вся страна.