«Pokemon Go — глобальная PR-кампания». Уральский топ раскрыл цель покемонов
Игра Pokemon Go, захлестнувшая мир, не так проста — уральский эксперт провел исследование и утверждает: мы имеем дело с качественно спланированной PR-кампанией, в которую вкладываются бешеные деньги.
Денис Сергеев, директор и основатель проектов «ТитанСофт» и Web2Win:
— Pokemon Go — это естественный вирус или глобальная PR-кампания от Нинтендо? В первый раз я задумался об этом вопросе, когда на сельском ТВ-канале Урала увидел в новостях репортаж о зависимости людей от этой игры с трансляцией ролика, где толпа ищет покемона в Central Park. Потом тот же ролик в тот же день я вижу на канале Россия24. И это не была проплаченная реклама, это был выход в СМИ, который коммерческая игра получила бесплатно — на профсленге это называется Earned Media.
Сопоставив еще пару фактов — «не во всех странах можно скачать», «частые падения серверов из-за кол-ва пользователей», не новая идея с дополненной реальностью, —
я понимаю, что имею дело с качественно спланированной PR-кампанией, в которую вкладываются бешеные деньги. Да такие, что аж до Урала докатился вирусный эффект.
Два важных термина в технологии создания медийных «вирусов»:
— В любой вирусной PR-кампании есть наиважнейший этап, который называется «посев». Это платное или бартерное размещение информационного повода в «посевных СМИ», которое должны подхватить люди и другие СМИ для дальнейшего распространения. Такой «посев» или «платное размещение» называется Payed media (оплаченное); размещение в собственных инфо-каналах называется Owned media (во владении); а полученное бесплатно — Earned media (заработанное).
— «Коэффициент вирусности». Он указывает, как много мы получаем бесплатных просмотров на количество купленных. Например, если мы купили 1 млн просмотров, а итоговое количество просмотров через определенное время 2 млн, значит, коэффициент вирусности равен двум. Этот коэффициент применим абсолютно к любой информации.
Признаками «посева» являются:
1. Моментальная реакция. То есть информация обычно появляется сразу на многих ресурсах в кратчайшие часы от даты размещения, к примеру, «вирусного» видео, на которое все эти новости ссылаются.
2. СМИ, в котором размещается информация. Идеально — уважаемое СМИ, которое не размещает непроверенную и коммерческую информацию.
3. Заголовок. Он содержит название продвигаемого продукта и точный информационный посыл, который должны подхватить другие СМИ.
4. Содержание и оформление новости. Оплаченная новость (Payed media) обычно оформляется качественно, в нее вставляют картинки с логотипами и видео. Обычная журналистская заметка намного более краткая, содержит факты, разные фотографии (а не одну, которую активно продвигают, или видео). В обычной новости избегается упоминание бренда и описание фактов с воодушевлением.
А вот Earned media, дальнейшее распространение информации, отличается тем, что реакция запоздалая, заголовки более простые, новости короткие и сухие, журналисты стараются с другой стороны посмотреть на информационный повод.
В общем, вторую волну новостей, за которые не платили, очень легко узнать по их «бедноте» брендированного контента. Но на них никто не обижается, так как это же бесплатно!
Начнем с «июльского ралли» информационного посева, стартовавшего с даты выхода игры, потом увидим, как это развивалось, а потом копнем немного в историю — как велась подготовка этой кампании.
Особенность этой PR-кампании в том, что в ней были задействованы с самого начала практически все самые известные мировые СМИ. Как ребятам удалось протащить столько коммерческих новостей в СМИ, остается только гадать, А также, сколько это им стоило?
Найти первые вбросы при посеве может каждый. Просто берете всемирно известное СМИ и делаете запрос «Pokemon» по дате начала предполагаемого посева. И видите все первые, наиболее вероятно оплаченные выходы. А дальше уже идет волна «полученных выходов» (earned media), но с задержкой в некоторое количество дней.
Итоги:
На что я хотел бы обратить ваше внимание:
1. На скорость и масштаб информационного давления (я нашел только самую верхушку айсберга)
2. На суть информационных посылов, большинство имеют «вирусное» содержание для того, чтобы их подхватили другие СМИ.
Рано делать выводы и давать оценки самому продукту (на самом деле, меня как маркетолога и PRщика, сам продукт интересует во вторую очередь), в статье опубликованы общедоступные факты, которые касаются PR-кампании этой игры.
Оригинал записи и материалы исследования Дениса Сергеева
Добавим, что Pokemon Go — игра в жанре дополненной реальности, разработанная компанией Niantic при участии Nintendo. В ней с помощью GPS в режиме реального времени отслеживаются все перемещения игрока в любой точке мира. Смартфон при этом превращается в навигатор, позволяющий искать покемонов, видеть расположение специальных точек и арен для боев.
Ранее DK.RU спросил у бизнесменов Екатеринбурга, планируют ли они заработать на покемонном ажиотаже. Мнения разделились: часть не видят перспектив в игре, другие верят, что Pokemon Go — всерьез и надолго.