Поколению миллениалов не нужен старый формат риелторов — Андрей Кропотухин, АН «Белый дом»
«Если у Google можно спросить: «Как сдать или продать помещение», и он выдаст тебе пошаговою инструкцию, то риелтор не нужен». Как изменится профессия риелтора, в колонке на DK.RU.
Спецпроект: Forum 100+ Russia 2017
В марте 2016 г. на DK.RU выходила колонка директора сервиса для предпринимателей «Кнопка» Евгения Кобзева, где он рассказал о своем опыте работы с риелторами и пришел к выводу, что специалисты агентств недвижимости — «накипь, образовавшаяся в тучные годы», и у этой профессии нет будущего. Тогда профессиональное сообщество выступило с ответным словом и аргументированно объяснило, почему профессия риелтора будет востребована всегда. Вопрос о перспективах профессии вновь был поднят на «Уральском форуме по недвижимости», который проходил в рамках форума высотного строительства «100+ Forum Russia».
Андрей Кропотухин, руководитель отдела коммерческой недвижимости АН «Белый дом»:
— Мы находимся на переходном этапе, наблюдаем, как происходит смена поколений. Сейчас рынок риелторских услуг сформирован на основе ценностей и поведенческих норм поколения X, которые до последнего времени являлись наиболее платежеспособным слоем населения. Но рынок меняется, на арену выходит Y — поколение миллениалов.
По данным исследований, к 2025 г. 75% экономически активного населения составят именно они. У этого поколения другие ценности, иные запросы. Их поведение в течение ближайших пяти лет серьезно изменит мир. Торговые центры уже меняют свои концепции: магазины одежды и обуви переезжают поближе к развлечениям и ресторанам. Новые торговые центры ориентируются на лайфстайл-подход, а те, кто за этой тенденцией не успеет, будут превращаться в склады.
Сейчас активным тестированием ценностей нового поколения занимается, например, Сбербанк, который открыл молодежные офисы для аудитории 15-16 лет. Молодежь приходит, валяется на пуфиках, но, я думаю, за ними пристально наблюдают, чтобы понять, на какие триггеры они реагируют.
Без изменений не останется и формат риелторских услуг.
От этого никуда не деться. Если предыдущее поколение предпочитало пойти и проконсультироваться у профессиональных риелторов, то новое поколение просто находит в интернете отзывы о том, как кто-то самостоятельно продал или сдал в аренду недвижимость и предпочитает действовать так же.
Все, что поколение миллениалов, а тем более, поколение хоумлендеров, сможет найти в поисковике, потеряет свою ценность. Если можно спросить у Google: «Как сдать документы в МФЦ», и он выдаст тебе инструкцию, то риелтор для этого будет не нужен. И если кто-то из блогеров выложит хороший обзор относительно того, как сдать помещение в аренду, то часть риелторских функций будет отпадать.
Если у вас хрущевка на третьем этаже пятиэтажного дома и вы собрались ее продать, то вы можете найти в интернете множество аналогичных предложений и самостоятельно оценить объект, и даже выставить на продажу. Все, что связано с простыми сделками, все реже будет нуждаться в привлечении специалистов.
Из профессиональных обязанностей риелтора будет исчезать взаимодействие с различными государственными структурами. Например, раньше, чтобы записаться в регистрационную палату, нужно было пройти несколько ступеней, были трудности, поэтому обращались к риелтору. Сейчас все это можно сделать через интернет.
Но это не значит, что профессия риелтора будет не нужна, просто она трансформируется. Появятся новые ценности, которые будут связаны с прозрачностью, сервисом и доверием. Услуги риелтора будут представлять из себя доверительное управление недвижимостью, агент по недвижимости станет выступать в качестве сильного переговорщика.
Если мы говорим о том, что простые сделки население сможет выполнять самостоятельно, то в руки риелторов будут попадать сложные объекты, например, коммерческая недвижимость, которая имет свою специфику реализации.
Недостаточно будет просто взять объект и реализовать его, нужно будет думать о концептуальном подходе.
Например, мы имели отношение к наполнению улицы Малышева: от ул. 8 Марта до Вайнера. В свое время эта улица потеряла статус ресторанной, сейчас мы его восстановили. Как удалось это сделать? Мы заключили договорные отношения с несколькими собственниками и самостоятельно прорабатывали наполнение помещений. Продумывали, какие форматы необходимо посадить рядом, чтобы они не конкурировали друг с другом, а работали в симбиозе. Благодаря этому удалось увеличить арендные ставки, но и сами арендаторы, благодаря хорошим соседям, стали больше зарабатывать. Такое концептуальное видение как раз и является одной из новых функций риелтора, которая будет востребована.