Покупателей будет меньше, и они станут старше. Перемены на рынке жилья в ближайшие 15 лет
В последнее десятилетие определяющую роль на рынке недвижимости играло население в возрасте 25–35 лет. Именно от них шел запрос на малогабаритное жилье. Но скоро все изменится.
В ближайшие 10-15 лет рынок недвижимости претерпит серьезные изменения из-за изменения демографической ситуации, с таким докладом выступил аналитик Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков на форуме «Среда для жизни».
По мнению г-на Хорькова, старение населения и сокращение числа молодых покупателей кардинально изменит правила игры на рынке новостроек. В последние 15 лет определяющую роль играло население в возрасте 25–35 лет. Именно от них шел запрос на малогабаритные квартиры. Однако в ближайшее время количество молодежи снизится:
«В 1980-е в России родилось около 24 млн человек, а в 1990-е — лишь 15 млн. Покупателей будет меньше, и они станут старше. Сегодня студии и компактные «однушки» составляют значительную часть первичного рынка. Например, в Екатеринбурге они занимают 52% рынка. В ближайшем будущем этот сегмент столкнется с большими проблемами. Количество молодежи среди покупателей будет меньше. Им на смену придут зрелые семьи. Эта группа стратегически самая важная для рынка жилья в следующие 10–15 лет. Ожидаемый сдвиг приведет к увеличению доли многокомнатных квартир в структуре предложения».
По словам г-на Хорькова, главной категорией клиентов на рынке недвижимости станут семьи с детьми, которые улучшают жилищные условия. Их запрос будет направлен на многокомнатные квартиры. Однако, по статистике, в Екатеринбурге на четырехкомнатные квартиры сегодня приходится порядка 1% жилья в новостройках, поэтому будет наблюдаться дефицит многокомнатных квартир.
Мнение Михаила Хорькова разделяют и застройщики. О том, что время малогабаритных квартир прошло, ранее DK.RU рассказывали участники рынка. В частности, директор ГК PREMIER Олег Кучерук отмечал:
«В кризис 2008-2009 гг., из которого мы долго выходили, произошло снижение покупательской способности: люди приобретали либо более дешевое жилье, либо меньшее по площади. Именно тогда был заложен тренд на массовое строительство однокомнатных квартир — их количество доходило до 50% общего объема. Подводя итоги по некоторым завершенным объектам, мы понимаем: этот тренд перестает работать. Мы перезаложились «однушками», и сегодня нам не хватает квартир другого формата. У нашей компании это самый невостребованный продукт».
Еще одно кардинальное изменение, которое ждет рынок недвижимости, — отказ от «ковровой застройки пригородных территорий»:
«По всей видимости, этап расползания городов близок к завершению, и акцент в развитии рынка жилья будет и дальше смещаться в сторону сложившихся территорий. В ближайшее время девелоперы таких районов будут вынуждены переосмыслить свои концепции или свернуть проекты. Средний покупатель становится старше, а семейные люди предпочитают районы с уже сформировавшейся инфраструктурой — школами, детсадами, магазинами и т. д. Задача строить больше должна трансформироваться в более сложную — строить лучше», — подвел итог Михаил Хорьков.