Полный фэйл. Как бизнесмен блокировку счета в Сбербанке оспаривал. КЕЙС
Массовая блокировка счетов предпринимателей в банках стала серьезной проблемой. В «черный список» попали порядка 460 тысяч физлиц и юрлиц. Одна из причин — противодействие коррупции и терроризму.
Предприниматель Александр Томченко, развивающий собственное SMM-агентство Idealpromo, лично столкнулся с проблемой, о которой в голос говорят бизнесмены. Его счет в Сбербанке оказался заблокированным. О своих потугах вернуть все на круги своя он рассказал изданию VC.ru. Оказалось, что разблокировать счет — это та еще головная боль и часы общения с сотрудниками, которые не умеют отвечать на вопросы клиента.
Технология «блок» от Сбербанка
26 сентября «Сбербанк» заблокировал мой счет физлица и доступ к онлайн-кабинету, ссылаясь на федеральный закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ФЗ-115).
У меня «белый» бизнес, и я согласен давать нужные объяснения. Но мои попытки не то что решить проблему, но даже конструктивно обсудить ситуацию со Сбербанком и понять, что происходит, до сих пор не увенчались успехом.
Сотрудники Сбербанка в колл-центре и в офисах по несколько раз задавали мне одни и те же вопросы, а в качестве ответов и рекомендаций выдавали противоречивую информацию.
1. После блокировки я позвонил оператору — он сообщил мне о том, что нужно приехать в офис.
2. Вторым был специалист службы заботы в Facebook. Он отправил меня туда, где я открывал карту — в Красноярск из Москвы.
3. Третьим был менеджер Сбербанк-премьер, который отказал в представлении выгрузки на почту. Так как это конфиденциальная информация и это в принципе невозможно.
4. Четвёртой была менеджер службы заботы о клиентах по телефону. Она первой проявила инициативу и обещала отправить мне информацию на почту без необходимости приезда в офис. Однако и с ней произошёл казус. Девушка не смогла взять почтовый адрес из карточки клиента, и мне пришлось продиктовать его по телефону.
Позже она перезвонила с вопросом, получил ли я высланную на почту конфиденциальную информацию. А я не получил.
Выяснилось, что адрес она записала неверно. То есть мою конфиденциальную информацию, которую менеджер в отделении наотрез отказывался предоставить, можно беспрепятственно выслать кому-то по ошибке.
Напомню, резкое увеличение числа отказов в проведении операций и блокировок счетов связано с применением черного списка, который ЦБ рассылает банкам с июня. В этот список попадают компании и физлица, которым банки по каким-либо основаниям отказывали в проведении операций или в открытии счета (вклада). И хотя черный список носит информационный характер, большинством банков он воспринимается как предписание.
При этом механизм реабилитации клиентов, попавших в данный список, не предусмотрен. По данным общественной организации «Деловая Россия», с начала 2017 года банки заблокировали около 500 тысяч счетов предпринимателей.
Впрочем, помимо ужесточения требований к банкам, еще одной причиной массовых блокировок счетов и жалоб клиентов является автоматизация процесса выявления подозрительных операций клиентов, сообщал «Коммерсант» еще в марте. По информации издания, более 80% жалоб поступало именно в отношении Сбербанка, который выступил пионером в процессе централизации таких проверок.
Теперь специальная программа-робот отсортировывает операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их. То, что автоматизация процессов привела к значительному росту фактов блокировки счетов и карт добросовестным клиентам, признавали и в самом Сбербанке.
Скандал в медиа
После безуспешных попыток решить ситуацию с банком, я рассказал о ней на Фейсбуке. История набрала несколько сотен лайков, репостов и отклики десятков физлиц и предпринимателей с похожими историями.
Более того, мою историю не оставили без внимания СМИ. А ролик в сообществе Mash во ВКонтакте собрал более 250 тысяч просмотров.
Я привожу только те публикации, которые успел сам заметить. Минимальный охват тянет на несколько миллионов просмотров. 90% комментариев на всех ресурсах — негативные: люди возмущаются, задают вопросы, советуются, как быть.
Реакция Сбербанка как SMM-fail
Как же «отработал негатив» в соцсетях Сбербанк? Можно сказать никак. Два раза в комментариях к моим постам в Facebook появилась девушка из службы заботы о клиентах.
Она попыталась воспроизвести заученный скрипт, а когда вопросы стали для нее слишком сложными — перестала отвечать.
Примечательно, что в комментаторы к моему популярному посту не пришел «адвокат» банка в сети — Альберт Усманов, директор по цифровому маркетингу Сбера, традиционно откликающийся практически на любой негатив в отношении банка в соцсетях.
Фото: скриншот vc.ru
Такая вялая реакция вызывает ряд вопросов к Сбербанку.
Если мой случай не единичен, и проблема существует еще с марта, то почему действия сотрудников не согласованы, а ответы не достаточно исчерпывающие?
Провел ли банк внутреннее обучение для сотрудников, как действовать в подобных ситуациях, подготовил ли некие FAQ (ответы на частые вопросы клиентов), кроме шаблонных скриптов? Судя по всему, нет.
Я попробовал посмотреть на ситуацию с профессиональной точки зрения: как можно было бы выигрышно отработать кейс «недовольный клиент и негатив в сети» с помощью традиционного SMM-инструментария.
Жалоба как подарок: SMM-советы Сбербанку
Считается, что одной из любимых книг главы Сбербанка Германа Грефа, известного своими прогрессивными взглядами и страстью к новым технологиям, является книга «Жалоба как подарок» Джанелла Барлоу и Клаус Мёллера, посвященная урегулированию конфликтных ситуаций с клиентами.
Преподнесу Сбербанку свой подарок в виде практических SMM-рекомендаций.
1. Прежде всего, на негативную реакцию клиента в соцсетях реагировать нужно. Стоит отметить, правда, что здесь важно выдержать баланс. Слишком быстрый ответ на разгневанные посты не всегда подходит: пользователи начинают этим несколько злоупотреблять и писать практически по любому поводу, даже по такому, который можно решить и без службы поддержки. Однако слишком долгое игнорирование жалобы может дать ей дополнительную виральность и охват. Как в моем случае — даже продолжиться в серьезных СМИ.
2. У корабля клиентского сервиса должен быть капитан — руководитель службы поддержки, который будет обладать достаточными полномочиями для разрешения проблем, и чьи функции не будут дублироваться с другими сотрудниками компании.
3. Ответы на жалобы клиента должны быть последовательными. Если уж сотрудники банка заметили жалобу, и откликнулись на нее однажды — историю надо доводить до конца, а не обрывать на полуслове. Поскольку такое «исчезновение» компании, которая уже поставлена в известность о проблеме клиента, вызывает у него лишь дополнительное раздражение.
Подчеркну, что в банковском бизнесе есть подобные удачные кейсы взаимодействия с пользователями в соцсетях. И роль «спасателя» некоторых случаях закрепляется за конкретной, уже известной в сети личностью.
Например, в Альфа-банке крайне успешно подобные конфликтные ситуации «разруливает» Валентин Васин, руководитель по коммуникациям с клиентами в социальных медиа Альфа-банка. У Тинькофф Банка такая роль закрепилась за руководителем отдела электронных коммуникаций Натальей Лутай.
Примет ли Сбербанк «подарок», и будет ли разрешена моя проблема — вопрос открытый. Может быть для такого гиганта, как Сбербанк, моя значимость как частного клиента станет бы хоть немного выше нуля.
От редакции
Отметим, сегодня, 27 октября, стало известно о встрече представителей ЦБ с российскими бизнесменами и сотрудниками банковской сферы. Председатель регулятора Эльвира Набиуллина выслушала недовольство «живых» клиентов, вызванное массовой блокировкой счетов и пообещала, что в ближайшее время будет разработан инструмент «реабилитации» для предпринимателей, которые попали в «черные списки» финансовых учреждений.
Подробнее — на DK.RU.