«Половина выпускников школ шесть лет потратят не на то. Зачем вот мы все это делаем?»
«60% выпускников школ пойдут учиться за счет «средств федерального бюджета» и выпадут из экономики, вернувшись туда не скоро и не туда вовсе. Может, взять да и начать снижать уровень госконтроля?»
Дмитрий Волошин, сооснователь и владелец проекта «OTUS. Онлайн-образование», в своем «Фейсбуке» рассуждает о том, как изменить систему, в которой большинство выпускников школ идут получать высшее образование, но затем понимают, что учились не тому:
— Вот идет сейчас приемная кампания в вузах. Государство оплачивает поступление почти 60% всех выпускников школ, то есть 575 000 мест. Еще примерно половина от этого количества пойдет учиться за собственный счет. И все это в вузы. Дальше пройдет от четырех до шести лет, которые будут, фактически, вне экономики. Ну, то есть, конечно, кто-то подрабатывает, кто-то даже работает. Но в целом это будет как в школе: можно после нее мыть стекла, но много не заработаешь, скорее это просто хобби. А потом еще и выяснится так, что ты эти шесть лет потратил не на то. То есть примерно у половины так и получится.
И тогда, внимание, вопрос — а зачем вот мы все это делаем?
Вчера давал интервью и мне задали вопрос о том, каким я вижу выпускника. Я сказал, что основное его чувство, которое я ощущаю, это растерянность. Вот он такой молодой и умный вышел из вуза, пусть даже и из очень хорошего, и в большинстве случаев утыкается в барьеры. Собственный барьер a'la «Господи, зачем я этому учился, мне же это совсем не интересно». Внешний барьер a'la «без опыта мы на работу не берем, а как вы наберетесь опыта — ваша проблема». И это на фоне, в общем-то, стагнации в экономике. И на фоне огромного количества социальных страхов (пусть и скучная работа, и платят мало, зато регулярно) и суеверий (профессия — она одна на всю жизнь, кто так не считает — летун). И это на фоне, в общем-то, государственного безразличия к вопросам его профориентации и профнавигации. Такая вот загогулина получается.
Интересно, что даже многие абитуриенты понимает слабую нужность высшего образования.
То, что его смыслы девальвированы курсом на коммерциализацию вузов и вымыванием обучения как такового. И как вы думаете, какой основной мотив похода в вуз? Ну кроме «мне так мама сказала?». У мальчиков — армия. И вроде с 2006 года служить уже надо год, и призыв постоянно сокращается и ужесточаются его правила. И армия уже, конечно, совсем другая, не как в 90-х. Ан нет, страхи и суеверия. Может, уже пора отказаться от обязательного призыва, полностью перейти на контракт и аутсорс? Вот, Борис Николаевич в 1996-м обещал, что к 2000-му армия будет только на контракте. Не сдержал обещание, да, но ход мыслей же правильный. Потому что искажает этот призыв, деформирует смыслы высшего образования.
Один мудрый человек, в бывшем министр, на мой вопрос о необходимости большого количества вузов и мест там, засилья коммерсантов, которые делают явную туфту, в ответ на боль о снижении уважения к труду преподавателя и прочее сказал так: ты понимаешь, в экономическом плане выгоднее содержать вузы, чем тюрьмы. То есть этот мудрый человек имел в ввиду, что вся та масса абитуриентов, которые предположительно не пойдет учиться, возьмет ножи и выйдет на тракт грабить дальнобоев. Я думаю, что это чистой воды миф. Времен плановой экономики и гораздо меньших возможностей для релокации и трудоустройства.
Я думаю, что сейчас эти молодые люди гораздо быстрее и успешнее найдут себя в жизни, не просиживая штаны в скучных для них аудиториях. Глядишь, и экономический рост наметится.
Каждый десятый гражданин страны продуктивного возраста (по Росстату) занят в системе образования. Там же постоянно обитает как минимум четверть граждан вообще, я про сады, школы, колледжи, вузы, и даже кружки и курсы. Это огромный рычаг для перемен. К сожалению, перемены не происходят, рычаг пылится. 60% выпускников школ пойдут учиться за счет «средств федерального бюджета» и выпадут из экономики, вернувшись туда не скоро и не туда вовсе. А вот что с этим делать, непонятно. Может, взять да и начать потихоньку снижать уровень государственного контроля? Ну вот на всех уровнях? Отпускать, так сказать, вожжи? Глядишь, повеселее все задвигается и побыстрее побежит? Так и цифровая экономика может возникнуть.