«Полуправда премьера Медведева об экономике», — экономист Сергей Алексашенко*
«Один из тезисов премьера: «Все-таки экономика начинает восстанавливаться». Вообще-то, Росстат этого еще не сказал».
Заявив об обязанности власти говорить правду, премьер Медведев тут же продемонстрировал, что правда в России — понятие растяжимое.
Начнем с первого тезиса о том, что «в этом году мы (Россия) столкнулись с очень серьезными проблемами в финансовой сфере. Причины известны, они связаны с низкими ценами на нефть, газ». Да, конечно, финансовых проблем много, и цены на нефть упали. Но упали они уже два года назад, и об этом вся страна знает. И основной финансовой проблемой сегодня является то, что эти два года правительство Медведева мало что делало для выхода из кризиса, а просто надеялось на то, что нефтяные цены снова отрастут, закрывая дыры в бюджете средствами Резервного фонда.
Но цены на нефть упорно не хотят расти, и это привело к тому, что бюджетная конструкция окончательно потеряла свою устойчивость и затрещала по всем швам: доходы федерального бюджета не растут, расходы сокращаются, пенсионные накопления конфискуются, регионы все больше залезают в долги ради выполнения майских указов — и всего этого недостаточно для того, чтобы удержать дефицит.
Что в этой ситуации собирается делать правительство? — я от премьера так и не услышал. Вернее, услышал очередную полуправду, когда он сказал, что решение о единовременной выплате пенсионерам по 5 тысяч рублей «абсолютно сопоставимо» с индексацией для большинства пенсионеров. Во-первых, индексация пенсий должна была состояться полгода назад, в феврале, то есть полгода правительство не хотело отдавать пенсионерам то, что положено им по закону. Во-вторых, действительно, если верить словам замминистра финансов Алексея Лаврова, единовременная выплата, по суммарной величине, не дает большой экономии для бюджета текущего года. Но текущим годом жизнь не заканчивается, правда? И отказ от индексации в текущем году в следующем дает бюджету выигрыш в 150 миллиардов, а в 2018-м — еще 250 миллиардов рублей.
Следующий тезис премьера: «все-таки экономика начинает восстанавливаться». Вообще-то, Росстат этого еще не сказал. По его оценке второй квартал этого года оказался ниже второго квартала прошлого года, а вот оценить рост ВВП к предыдущему кварталу Росстат оказался не в состоянии. Да, есть предварительная оценка Минэкономики, что в июле экономика выросла на 0,1 процента. Но после этого появились данные Росстата о падении в июле оптовой торговли на 5%, что немедленно превращает июльский рост в спад — как-никак доля оптовой торговли в ВВП составляет 8 процентов.
И последняя цитата. «Россия в настоящий момент — государство, которое достаточно строго блюдёт интересы своих граждан» — заявил премьер. Даже не буду вспоминать о десятках политзаключенных и о том беззаконии и насилии над гражданами, которые творятся в полицейских участках по всей стране. Среди многочисленных интересов россиян одним из важнейших является интерес к получению объективной информации о том, что происходит в стране и в мире. И правительство не может и не должно быть единственным источником такой информации. Но тогда как можно соединить фразу премьер-министра с решением Минюста, фактически, прекращающим работу Левада-центра? Той организации, на которую, как и на зеркало, «неча пенять»?
Орфография и пунктуация автора сохранены
* - выполняет функции иностранного агента