Пора действовать быстрее кризиса
эксперты Лев Ковпак вице-президент сети «Супермаркет «Кировский» Дмитрий Козинцев исполнительный директор компании «Уральский вал» Елена Козырева директор компании «СМУ-3 Инвест» Илья Колка основат
эксперты
Лев Ковпак
вице-президент сети «Супермаркет «Кировский»
Дмитрий Козинцев
исполнительный директор компании «Уральский вал»
Елена Козырева
директор компании «СМУ-3 Инвест»
Илья Колка
основатель и генеральный директор Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ»
Николай Савин
президент ЦН «МАН»
Александр Сагалович
председатель совета директоров компании «Белая Башня — Инвест»
Бауржан Торланов
руководитель дирекции «Восточный Урал» компании «Вимм-Билль-Данн»
Анна Хвостова
генеральный директор компании «HeadHunter:Урал»
Какие товары останутся в цене?
Как прощаться с лишними людьми?
Чем запасаться на время кризиса?
Вожидании старта мероприятия участники собрались за фуршетным столом, где незлобиво язвили на тему отсутствия представителей банковского сектора (приглашенных, но непришедших) и определялись, в каком ключе вести беседу. Большинством голосов было решено придерживаться позитивной линии, перемежая анализ существующей экономической ситуации анекдотами на злобу дня и пропагандируя позицию «нам не страшен серый волк». Поэтому обсуждение началось бодро. Бауржан Торланов, руководитель дирекции «Восточный Урал» компании «Вимм-Билль-Данн», заявил, что не боится кризиса, потому что тот отфильтрует сильных игроков от остальных, которые не пройдут естественный отбор — и слава богу; Дмитрий Козинцев, исполнительный директор «Уральского вала», — потому что у его компании с 1998 г. остался опыт поведения в кризисной ситуации; Анна Хвостова, генеральный директор «HeadHunter:Урал», — потому что рынок труда наконец перестает быть соискательским, т. е. когда уровень зарплат намного превышает производительность труда. А Лев Ковпак, вице-президент сети «Супермаркет «Кировский», сказал коротко и загадочно: «Кризис — это счастье».
Картину всеобщего благоденствия нарушили только Николай Савин, президент ЦН «МАН», и Илья Колка, основатель и генеральный директор Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ». По словам первого, для застройщиков ситуация сейчас страшна: нет денег — нет сделок, новые объекты строить просто не на что. «Получше дела у риэлторов на вторичном рынке: цены на недвижимость за десять месяцев текущего года упали на 30%. У кого есть деньги, могут дешево купить, а кто хочет продать, вынужден корректировать цены. То есть сделки все равно будут, а соответственно будут и риэлторские комиссии, хоть и не такие высокие», — отметил он. Г-н Колка высказал наиболее откровенное мнение: «Не остается сомнений, что под ударами кризиса объемы бизнеса будут заметно падать — и в результате пострадают многие».
Не секрет: сегодня многие компании страдают из-за того, что региональные банки не проводят платежи вовсе или проводят их с недопустимым опозданием. Некоторые кредитные учреждения Екатеринбурга признаются клиентам в своей финансовой несостоятельности и предлагают вместо денег собственные векселя. Несмотря на это, участники обсуждения сошлись во мнении, что острого дефицита денежных средств пока нет. Единственная по-настоящему насущная проблема — подорожание кредитов.
Ставки для компании «Уральский вал» Сбербанк поднял на 2-2,5%, а «Вимм-Билль-Данн» вынужден брать кредиты вдвое дороже, нежели до кризиса. «Правда, раньше деньги у нас были очень дешевые», — уточнил г-н Торланов. Елена Козырева, директор «СМУ-3 Инвест», с грустью согласилась, что еще недавно проценты были смешные, фактически ниже инфляции: «Пока для участников рынка ставки на кредиты под строительство домов в рамках нацпроекта «Доступное жилье» держатся на уровне 10-10,5%. По коммерческим проектам — уже подняли».
Илья Колка смог только порадоваться за безоблачное прошлое предыдущих ораторов, отметив, что в станкостроении дешевых кредитов никогда не было: «Рентабельность машиностроения — низкая, а кредиты нам давали под достаточно высокий процент. Поэтому для нас не закончилось время дешевых кредитов, а наступило время еще более дорогих. Новые проекты в машиностроении сильно урежут, если не отменят вообще».
Г-н Савин посетовал, что прежние кредитные схемы сегодня невозможны: «Раньше схема у застройщиков была такая: на ранней стадии строительства они вкладывали 20% собственных средств, затем приходили дольщики и начинали покупать квартиры — за счет этих средств и достраивали. Сейчас по старым ценам, когда банки почти не дают ипотечных кредитов под строящиеся объекты, дольщики не покупают». Президент ЦН «МАН» рассказал, что провел мониторинг финансового рынка и обнаружил: банки, в принципе готовые дать кредиты под новый проект, в Екатеринбурге еще остались — и это не только Сбербанк, но и некоторые «дочки» иностранных банков: «Неделю назад в одном из них я получил достаточно приличные деньги в валюте под 11% годовых на семь лет. Местные все отказали. Я взял в долларах — считаю, что в долгосрочной перспективе эта валюта наиболее предсказуема».
По данным аналитического центра проекта «Работа.66», с августа по октябрь 2008 г. включительно активность соискателей возросла на 200%, в то время как активность работодателей упала более чем на 20%. Участники Дискуссионного клуба выразили единодушное одобрение такому положению дел: с каждым месяцем работники все меньше смотрят налево, а соискатели готовы на все более приемлемый уровень зарплат. Г-н Ковпак уточнил, что в одной компании, где директорствует его товарищ, все сотрудники перед Новым годом собрались в отпуск: «А с наступлением кризиса всем резко расхотелось отдыхать. Директор объявил, что отпустит желающих, но обратно они не вернутся». На вопрос аудитории: «А о правах сотрудников кто-нибудь подумал?» — ответил Николай Савин, объяснивший, что директор в данной ситуации поступил как благодетель, не давший работникам растратить отпускные на праздные забавы: «Им же лучше сейчас получить законную компенсацию за неиспользованный отпуск». Комментировать часть истории, связанную с угрозами увольнения, эксперты Дискуссионного клуба не стали.
Не выражали они соболезнований и тем, кто попал под сокращение. По словам г-жи Хвостовой, у всех уволенных есть возможность перейти на другое предприятие, «которое пока живо и нуждается в сотрудниках». Она согласилась, что для этого соискателю, скорее всего, придется сменить рынок или специальность: «К тому же волна сокращений наблюдалась в начале октября, а конкретно в данный момент на рынке труда затишье». Г-н Савин посоветовал тем, кто остался без работы, вспомнить о своем базовом образовании: «Я вот следователь-криминалист, у меня и пистолет есть. Если что — пойду в милицию, прокуратуру или в суд. Надо приспосабливаться к существующим условиям».
Отзывчивая аудитория не замедлила высказать ряд предположений, как именно можно приспособиться к «существующим условиям» при наличии пистолета. Вспомнили Ключевский завод ферросплавов, на котором приостановили производство и сократили рабочую неделю, как следствие, население целого города осталось почти без доходов. С тех пор не только заезжать в Двуреченск, но и проезжать в окрестностях небезопасно: по данным правоохранительных органов, в городе многократно участились случаи воровства и грабежей. Аналогию с ферросплавным заводом участники Дискуссионного клуба сочли обидной. «Мое предприятие — это моя зона ответственности, — сказал Николай Савин, — и я забочусь, чтобы никто из моих работников не голодал. Когда начались сложные времена, я собрал коллектив и объяснил, что какое-то время мы будем зарабатывать меньше, но я прикладываю все усилия, чтобы мы выжили. Владелец ферросплавного завода, очевидно, этих усилий не приложил». Остальные эксперты добавили, что вопросом защиты прав обездоленных, как и вопросом защиты от них всех остальных, должны заниматься власти: на то мы и платим налоги.
Всеобщий оптимизм несколько поутих, когда участники Дискуссионного клуба задумались о грядущем падении потребительского спроса: общее снижение доходов граждан не оставляет ритейлерам надежд на прежние доходы. Хотя в некоторых сегментах пока наблюдается подъем. Так, г-н Козинцев отметил, что бытовая техника сейчас востребована: «Народ вытащил деньги из банков и теперь спешит их куда-нибудь вложить. Если у человека не хватает денег на квартиру или на автомобиль — а хватает нечасто, — он бежит и покупает плиту или стиральную машину». Однако, как долго продлится этот интерес, эксперты предсказать не смогли.
Отягчающим условием они назвали перераспределение спроса в сторону более дешевого товара: те 20% населения, которые могли позволить себе товары премиум-класса, вероятно, продолжат приобретать их, но остальные 80% переключаются на более дешевые позиции. Бауржан Торланов подтвердил: хотя продавать премиальные молочные продукты выгоднее, потребитель сегодня заинтересован снижать расходы — пленочный пакет молока вместо тетрапака, кефир вместо йогурта.
Безрадостные прогнозы не омрачили настроения только Льву Ковпаку. Вице-президент ТС «Кировский» считает, что сейчас самое время становиться инвестором: «Мы активно вкладываемся в коммерческую недвижимость — она дешевеет, и сегодня купили 15 тыс. кв. м на территории Свердловской области. С собственной недвижимостью можно не беспокоиться, что арендные ставки опять вырастут». На вопрос заинтересовавшейся аудитории: «Откуда деньги?» — г-н Ковпак ответил: «Покупаем на свои. У нас нет кредитов. Кредитная линия открыта, но мы ею пока еще не воспользовались».
Екатеринбург, знаменитый тем, что обогнал по ценам на недвижимость не только большинство отечественных, но также европейские и североамериканские города, наконец-то начал сбавлять обороты. Об этом по секрету рассказал собравшимся г-н Савин. По его словам, «МАН» в ноябре начинает распродажу недвижимости: «Городские объекты с ценником 65 тыс. руб за кв. м пойдут по 39 тыс. руб., а квартиры в пригороде, стоившие 35 тыс. руб. за кв. м, будут продаваться по 20 тыс. Речь идет об уровне себестоимости, а продавать себе в убыток я не готов».
Всем своим коллегам по рынку Николай Савин посоветовал следовать его примеру: не ударяться в излишнюю бережливость и все, что не продается, сдавать в аренду. «У нас в городе полно студентов, их здесь 200 или 300 тыс. человек. Сдайте им в аренду свои нераспроданные квартиры по 10 тыс. руб. в месяц. Окупятся не так скоро, как мы привыкли, лет за 12-15, но ничего страшного, зато простаивать не будут», — заметил он. Коммерческие метры президент ЦН «МАН» также порекомендовал сдавать — по крайней мере, будет чем оплатить охрану, электроэнергию и кредит: «Еще полезно перейти в экономкласс — сейчас активно скупаются маленькие площади 30-100 кв. м по 60-80 тыс. руб. за квадрат. Необязательно строить такие офисы с нуля — можно дробить имеющиеся».
Г-жа Козырева, коллега г-на Савина по рынку, выразила более осторожное мнение: «Мы ждем прояснения общемировой тенденции. У нас достаточно земли, но мы пока не строим — только заканчиваем начатые проекты и смотрим, в какую сторону развернется рынок». Директор «СМУ-3 Инвест» предположила, что те застройщики, которые решили скидывать свои объекты по низким ценам, стоят на грани: «Компании, доведенные до отчаяния, готовы сбыть по дешевке все — и недвижимость, и участки — лишь бы было чем расплатиться с инвесторами».
Извечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?», традиционно замыкающие повестку дня, окончательно избавили участников от переизбытка оптимизма.
Николай Савин заявил, что во всем виноваты банки: «Они уже год назад отказывали в кредитовании и все свои свободные финансовые ресурсы отправляли на рынок ценных бумаг, чтобы заработать спекулятивные барыши. А ведь могли вкладывать средства в реальный сектор экономики и давать застройщикам деньги под строительство жилья». Именно в результате такого поведения банков, уверен он, рынок акций упал и у самих кредитных учреждений возникли проблемы с наличностью и долгами: «А от этого пострадали все».
На защиту банкиров встал г-н Торланов. По его мнению, проблемы с финансированием возникли только в этом году, а прежде банки активно давали деньги, особенно крупным компаниям: «Почему сейчас застройщиков загнали в угол? Потому что те набрали кредитов и не могут ни перекредитоваться, ни вернуть». Застройщикам и девелоперам Бауржан Торланов сказал, что они сами виноваты — не захотели продавать недвижимость по нормальной рыночной цене: «Ведь вы же озвучиваете, что себестоимость 40-45 тыс. руб., а продавали по $3 тыс. и выше».
Елена Козырева обвинила местные власти: «В Москве, к примеру, застройщики за подключение к коммунальным сетям не платят — Лужков сам эту порочную практику отменил. А у нас цены запредельные. Почему? Потому что мы не Москва и Лужкова у нас нет».
Александр Сагалович, председатель совета директоров компании «Белая Башня — Инвест», возразил, что кризиса бы не было, если бы все слушали руководителей страны, определяющих финансовую политику, и банкиров, ее реализующих. Таким образом, изъятие средств из кредитных организаций — это, по мнению г-на Сагаловича, прямое содействие кризису: «Как сказал Чубайс, где бы ни были деньги — все равно они уйдут в США. Власти советуют оставить средства в банках. Надо довериться». Г-н Торланов возразил, что поостерегся бы верить государству, которое размещает деньги собственного Стабфонда в иностранных бумагах, вместо того чтобы вкладываться в реальный сектор экономики — создавать рабочие места, строить дороги и т. д.
С неожиданной репликой к дискуссии подключился Лев Ковпак: «Мы не сможем эти деньги освоить! (Зал с готовностью отреагировал: «Сами не сможем — давайте китайцев позовем. Их много, пока всем заплатят — вот бюджет и освоится») Мы бюджет области нормально освоить не в состоянии! Деньги отдают одним и тем же компаниям, которые из года в год раскапывают и асфальтируют одни и те же дороги».
Александр Сагалович перешел от рассуждений «кто виноват?» к вариантам «что делать?»: «Сегодня не надо вкладывать деньги в недвижимость и доллары — надо акционироваться и продавать свои акции населению. В США всем бизнесом владеют жители Америки. Пока это понимание не придет, страну будет лихорадить». Г-н Савин усомнился в предложенной стратегии: «Если у наших людей начинаются серьезные проблемы, они покупают мешок сахара, мешок муки, консервы и землю под огород. А какие-то акции какой-то компании, которая мне что-то там в будущем пообещает, — вряд ли».
Разгорелась дискуссия, чему в России скорее доверятся — дорожающему мешку муки или непредсказуемым акциям четвертого-пятого-шестого эшелона. К сожалению, итогом стало всеобщее признание, что четкого аргументированного ответа на вопросы «куда вкладывать деньги?» и «что будет завтра?» пока нет.
В завершение встречи Николай Савин вспомнил слова из недавнего обращения Владимира Путина: «Все мы переживаем период турбулентности». Президент ЦН «МАН» признался, что не очень хорошо разбирается в самолетостроении, однако предполагает, что турбулентность — это когда трясет: «А когда трясет, не время думать о стратегии — надо делать что-то, чтобы перестало трясти».