Россияне задумались о будущем. Интерес к долгосрочным вкладам растет каждый день
В России выросла популярность вкладов на долгий срок. Сейчас деньги банкам доверяют в среднем на 10 лет, оформляя при этом страховку от онкологии. Так люди пытаются накопить на квартиру и пенсию.
Россияне все чаще обращают внимание на инструменты, позволяющие инвестировать на долгий срок. Об изменении потребительских привычек соотечественников в колонке «Банки.ру» рассказала исполнительный директор дивизиона «Инвестиции и накопления» Сбербанка Ольга Монахова.
По ее мнению, рост интереса к продуктам с длительным горизонтом инвестирования среди россиян вырос за счет стабилизации ситуации на финансовом рынке и появлению более ответственного отношения к расходам. Финансовые компании, вероятно, вскоре отреагируют на изменившийся спрос.
Всего за три года средний срок инвестирования по договорам накопительного страхования жизни (НСЖ) вырос на 30%. Если раньше клиенты размещали средства в среднем на шесть лет, то сейчас этот показатель приблизился к десяти годам. Увеличилось также количество заключенных договоров и сборы по этому продукту. Так, по данным Всероссийского союза страховщиков, за девять месяцев 2019 года россияне вложили в НСЖ почти 75 млрд рублей — на 54% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А вот поступления по договорам инвестиционного страхования жизни, наоборот, сократились.
Ольга Монахова, ссылаясь на данные статистики, делает вывод о том, что поведение инвесторов в России существенно изменилось. Еще недавно больший спрос был у инструментов, обеспечивающих относительно быстрый доход, сейчас же все больше людей выбирает стратегию долгосрочного накопления.
Очевидно, что горизонт планирования увеличился и клиенты предпочитают сиюминутным покупкам накопления на долгосрочные цели — образование, новое жилье, деньги на старость. У нас немало запросов на договоры НСЖ со сроком 10-15 лет.
Читайте также: «Такого изобилия денег у нас еще не было». Россияне за 2 года накопили 10 трлн рублей
Внешние факторы способствуют развитию нового тренда. Финансовый рынок стал стабильнее, уровень инфляции снизился, падение ставок по депозитам рождает желание зафиксировать текущую доходность (напомним, максимально возможный депозит сегодня равен 15 годам).
Модель финансового поведения россиян при страховании жизни все больше становится похожа на зарубежную, где в портфеле преобладают накопительные программы страхования. В России пропорция пока другая, но ситуация меняется.
Например, в семье родился ребенок, и родители покупают ему полис НСЖ с выплатой по достижении совершеннолетия на образование. Молодой человек окончил институт и покупает полис, который позволяет ему накопить первоначальный взнос на квартиру. Инвестор формирует финансовую подушку для семьи на случай неблагоприятных событий в жизни и готовится к выходу на заслуженный отдых, собирая деньги на пенсию.
По мнению Монаховой, уже сейчас можно говорить о формировании у инвесторов новой модели поведения, ориентированной на долгосрочное финансовое планирование. Предложение страховщиков в этой ситуации, конечно, изменится.
Во-первых, стоит ожидать обновления НСЖ. В продукте все большее значение будет приобретать страховая составляющая. Все чаще клиенты будут добавлять к страховке, помимо базовых рисков, и другие — риски травмы, инвалидности, онкологических заболеваний. И вдобавок к этому включать в состав полиса услуги по регулярному обследованию здоровья, а также телемедицину.
Также можно ждать появления на рынке новых видов накопительных полисов. Накопительное страхование может превратиться в инструмент, который приучает людей копить на любые цели — первоначальный взнос по ипотеке, автомобиль, отпуск или даже новый смартфон.
Как известно, особенность НСЖ заключается в том, что договор нельзя расторгнуть без «штрафа». Такое условие дисциплинирует клиентов и оберегает их от импульсивных трат. Помимо этого, клиент сможет подключить страховые риски, например, на случай потери работы, травмы, госпитализации, диагностирования заболевания и т. д. Эпоха универсальных страховок на бумаге уходит в прошлое.
Будущее, по мнению эксперта, за онлайн-страхованием, онлайн-регулированием и персонифицированным предложением для каждого клиента. Именно это станет основой работы компаний, страхующих жизнь и здоровье.