«После 20 лет нейроны отмирают и вы начинаете глупеть? Это чушь». Главные мифы о мозге
«Множество нейронов мозга отмирает уже к моменту рождения человека. То, что их становится меньше с годами — не проблема, если мозгом правильно пользоваться». Почти все, что мы знаем о мозге — ошибка.
Неверные представления о работе и возможностях мозга человека часто основаны на неправильно истолкованных или слишком старых результатах исследований. Нейробиологи Национального центра научных исследований Франции и Орлеанского университета решили покончить с наиболее частыми мифами в игровой форме. О сделанных в итоге выводах пишет Slate.
Миф № 1: объем мозга влияет на интеллект
Чтобы указать человеку на его глупость, часто используют выражения типа «У тебя в голове пусто», «У тебя птичьи мозги». Эти фразы появились из-за того, что человечество давно верит в связь между объемом мозга и силой интеллекта.
Но мозг слона весит 5 кг, кашалота — 7 кг, это почти в 5 раз больше человеческого (средний показатель 1,3 кг). Если исходить из соотношения веса мозга к весу тела, люди все равно проигрывают: на мозг воробья приходится 7%, a у человека только 2,5%.
Если сравнивать мозг человека XXI века и его предков, оказывается, что за 7,5 млн лет размер мозга вырос в три раза. Но у вида «гомо сапиенс» его объем постоянно снижается: на 15-20% по сравнению с кроманьонцами.
При этом известно, что мозг мужчины в среднем на 13% больше, чем у женщины, но мозг гениального физика Альберта Эйнштейна был на 10% меньше нормы.
Так что соотношение уровня интеллекта и размера мозга оказывается под вопросом.
Миф № 2: после 20 лет мозг работает все хуже
Считается, что после 20 лет человек начинает терять нейроны, из-за чего его умственные способности падают. Однако почему-то не учитывают, что и к 20 годам, если считать с момента рождения, человек теряет огромное количество нейронов.
В период развития плода формируется избыточное количество нейронов, более половины из которых отмирают естественным путем. К моменту рождения лишние нейроны, как правило, самоликвидируются, это важный этап созревания мозга.
Несколько десятков лет назад нейробиологи считали, что человек появляется на свет с фиксированным числом нейронов, любая потеря которых невосполнима Но в 1998 году удалось установить, что мозг сам производит нейроны.
Проведенные исследования подтвердили, что в участке мозга, названном гиппокамп, производство нейронов не останавливается никогда: этот отдел формирует порядка 700 нейронов в день в мозге взрослого человека.
Нейронам важна среда
Производство новых нейронов из стволовых клеток называется нейрогенезом. И на зародышевом, и на взрослом этапах развития он очень восприимчив к среде, в частности, к воздействию пестицидов.
Группа ученых из Лаборатории экспериментальной и молекулярной иммунологии и нейрогенетики изучает то, как пестициды влияют на развитие мозга, в том числе на нейрогенез. Они установили, что постоянное воздействие слабых доз у грызунов нарушает работу участков мозга, ответственных за формирование новых нейронов.
Среда может влиять на рождение новых нейронов и положительно: интеллектуальная и физическая деятельность, социальные отношения положительно влияют на выработку новых нейронов появление в мозге новых связей. Но способность мозга формировать новые нейроны действительно уменьшается с возрастом.
Как бы то ни было, для мозга важнее не количество нейронов, a связи между ними. Если нейронов становится меньше, но между оставшимися сохраняются эффективные связи, мозг работает нормально.
От чего зависит эффективность связей?
Нейроны соединяются на уровне синапсов: чем больше между двумя нейронами проходит сигналов, тем прочнее синапс. При обучении между нейронами образуются более быстрые связи.
Те нейронные маршруты, которые человек использует часто, становятся особенно сильными и крепкими, они облегчают решение повседневных задач, осуществление движений, отвечают за обучение и формирование новых воспоминаний. Этот процесс связан с пластичностью мозга, которая сохраняется даже в старости.
Регулируют эту пластичность химические вещества, которые присутствуют в мозге, особую роль играют нейромедиаторы, они обеспечивают связь двух нейронов. К нейромедиаторам относятся глютамин, дофамин, ацетилхолин и серотонин.
Иными словами, человек способен обучаться и сохранять ясность мозга всю жизнь, несмотря на постоянное отмирание нейронов.
Теги: исследование, качество жизни