Поставщиков алкоголя пугают кризис, неплатежи и самопал
Дмитрий Таф руководитель Уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации МИНУС Розница прикрывается кризисом, чтобы не платить поставщикам, — причины роста задолженности большей частью над
Дмитрий Таф
руководитель Уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации
МИНУС
Розница прикрывается кризисом, чтобы не платить поставщикам, — причины роста задолженности большей частью надуманные. Безусловно, у ритейлеров есть реальные проблемы, которые они не смогут решить, если начнут расплачиваться вовремя. Но преобладающее большинство сетей и магазинов, сохраняя объемы продаж, списывают задержку в оплате на финансовый кризис. Более того, под тем же предлогом многие ритейлеры заметно подняли отпускные цены на алкогольную продукцию. Утверждаю: никто из поставщиков прайсы не менял. Ситуацию нагнетает розница, повышающая свои доходы. Подобные манипуляции ценами ни к чему хорошему не приведут.
Алкогольному рынку Екатеринбурга грозит нашествие самопала. В последние годы выросло благосостояние потребителей даже массового продукта — водки низкого и среднего ценового сегмента. Люди могли себе позволить легальную продукцию по цене 80-100 руб. Из-за массовых сокращений персонала на крупнейших предприятиях Свердловской области — на тех, где ранее стабильно выплачивалась и росла заработная плата, значительная часть потребления перейдет на нелегальный рынок, на котором продукция в разы дешевле.
«Группу риска» традиционно возглавляют крупные игроки. Во время всех перетрубаций меньше всего страдают ритейлеры и оптовики средней руки, сидящие на товарных кредитах. В худшем случае они ограничатся возвратом продукции. А солидные оптовики и производители, пополнявшие оборотные средства и бюджеты развития в основном за счет банковских кредитов, почувствуют на себе действие кризиса в полной мере.
В январе-феврале — обострение. Успешные ноябрь и декабрь отсрочат проблемы: эти месяцы — традиционно «алкогольный сезон», продажи возрастают в 2-2,5 раза. Потребители не откажут себе в привычной обстановке праздничных застолий. Но уже первые месяцы 2009 г. будут «мертвыми».
Прежде всего кризис коснется вин, всего импортного алкоголя. По слухам, многие производители и импортеры федерального и мирового масштаба находятся в сложной ситуации, но насколько подобная информация достоверна, покажет только время.
ПЛЮС
До Нового года лидеры алкогольного рынка бизнес не свернут. У крупных игроков ежегодная выручка — 1-2 млрд руб. Финансовый кризис моментально сказывается на биржевых индексах, но рынок потребления реагирует на него с задержкой — серьезные проблемы здесь начнутся только в 2009 г.
2006 г. подарил алкогольным компаниям опыт выживания в кризисных условиях. Да и вообще алкогольный бизнес не отличается стабильностью: в течение последних десяти лет рынок лихорадит постоянно — каждые год или два законодатели меняют правила игры. Один из самых серьезных ударов нанесли два года назад, когда Минфин РФ анонсировал: все мероприятия по государственному регулированию необходимы, чтобы сократить число участников рынка и упростить контроль над ними. Могу сказать, что в Свердловской области количество оптовиков тогда не изменилось.
Объемы продаж у крупнейших алкогольных оптовиков пока остаются на прежнем уровне. Один нюанс — под объемами продаж подразумеваются объемы отгрузок. Однако денежные поступления сокращаются из-за серьезного роста дебиторской задолженности.