Потребители растеряли уверенность: россияне стали еще чувствительнее к ценам
«Стараются экономить на продуктах питания, используя разные подходы». Рост курса доллара ослабил веру граждан в экономическое благополучие: граждан, обеспокоенных этим, стало значительно больше.
Потребительская уверенность россиян во втором квартале ухудшилась, говорится в исследовании «индекс Иванова», который рассчитывает Sberbank CIB. Под условным «Ивановым» имеется в виду типичный представитель среднего класса страны. Индекс опустился с -10% в первом квартале до -15%, ухудшились все его компоненты, но больше всего ослабла оценка национального благосостояния. Аналитики Sberbank CIB объясняют это ослаблением курса рубля.
В итоге доля тех, кто беспокоится по поводу экономического роста, во втором квартале выросла до 35%. Впрочем, личное благосостояние россияне оценивают значительно выше, чем во втором полугодии 2016 г. Исследователи отмечают: уровень безработицы среди респондентов снизился с 12,1% до 10,9%, но выросла доля тех, кто работает неполный день — с 9% до 9,2% (во втором квартале по сравнению с первым). Рост зарплат ускорился до 6,5% по сравнению с прошлым годом.
«В новой реальности Ивановы стараются экономить на продуктах питания, используя разные подходы: совершать покупки в дешевых магазинах (68%), пользоваться промоакциями (62%), покупать менее дорогие продукты. Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, увеличилась с 73% во первом квартале 2017 года до 75% в прошлом квартале», — говорится в обзоре.
Более дешевые продукты стараются покупать 71% опрошенных, доля тех, кто посещает магазины только ради промоакций, выросла до 48%. На питании вне дома экономят 69%, на отпуске — 63%. С другой стороны, меньше стало тех, кто экономит на непродовольственных товарах. Больше всего граждане по-прежнему обеспокоены тремя факторами: коррупцией (59%), безработицей (55%) и инфляцией (47%).
Оценки «Потребительского индекса Иванова» схожи со свежими данными фонда «Ромир», согласно которым вынуждены продолжать экономить 82% россиян. Но за год доля тех, кто не ограничивает себя в тратах, выросла с 11% до 18%. Если смотреть по статьям расходов, то граждане стали чуть свободнее тратить на продукты питания, но урезали траты на путешествия, развлечения, медицину, спорт, бытовые услуги, транспорт и связь.