Потребность коллективно оскорбляться: как деятели культуры выступили против Серебрякова
За слова о том, что национальной идеей является «сила, наглость и хамство», актера раскритиковал целый ряд деятелей культуры. Почему на его реплику так резко отреагировали?
«Думаю, если отъехать на 30-70 км от Москвы, вы увидите много элементов 90-х годов. Так или иначе, до сих пор ни знание, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются национальной идеей. Национальной идеей является сила, наглость и хамство», — заявил актер Алексей Серебряков в интервью Юрию Дудю*.
В 2012 г. г-н Серебряков, отец двоих приемных детей, эмигрировал в Канаду, но продолжает сниматься в российском кино. Он решил переехать в сентябре 2011 г., когда тогдашний президент Дмитрий Медведев заявил, что на следующий президентский срок будет выдвигаться Владимир Путин. «Я понял, что будет, и понял, что нужно уезжать», — сказал актер. Переезд он объяснил в первую очередь потребностью дать детям конкурентное образование. А принятый в 2012 г. закон, согласно которому американские граждане не могут усыновлять российских детей, Алексей Серебряков назвал «законом мерзавцев».
Из-за слов о национальной идее против актера выступили многочисленные деятели культуры. Режиссер и депутат Госдумы Владимир Бортко заявил, что теперь сниматься в России ему придется меньше: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Писатель Сергей Лукьяненко сказал, что Серебряков должен стать «персоной нон грата, по крайней мере, для всех официальных деятелей и студий». Критических заявлений в адрес Серебрякова в прессе насчитали около 300, тогда как в защиту — всего несколько. Сам актер прокомментировал так: «Я что сказал, то и сказал».
«Сейчас появился обширный слой людей, потребность которых — коллективно оскорбляться и показывать бурный радикализм в разрешенных властью рамках против нарушителей общественного спокойствия», — сказал «Ведомостям» политолог Михаил Виноградов. Эти люди ищут любую возможность показать свое возмущение и попасться на глаза начальству. Впрочем, нынешняя кампания вряд ли будет поддержана наверху, о чем свидетельствует сдержанная реакция Кремля.