«Поворот на Восток?» — независимый аналитик Павел Рябов о сотрудничестве РФ с Китаем
«Китайцы очень хитры. Умение жестко гнуть свою линию, проявляя при этом добропорядочность – это талант и китайская специфика».
Китайцы сложны в переговорах. Если вы считаете, что вы сделали китайцев, то, возможно, китайцы поимели вас. За всеми эти теплыми рукопожатиями и улыбками скрывается холодная расчетливость. Китайцы очень хитры. Они могут эффективно отстаивать свои интересы, мастерски имитируя инициативу и успех в ваших руках, но при этом расставляя более, чем достаточно ловушек и обходных путей, чтобы выкрутить ситуацию в свою пользу. Умение жестко гнуть свою линию, проявляя при этом добропорядочность – это талант и китайская специфика.
Первое правило в переговорах с китайцами заключается в том, что перепроверять и еще раз перепроверять все нюансы договоров с китайцами, начиная от бытового уровня до бизнес уровня и межгосударственных взаимоотношений.
Если по каким-либо причинам на китайском рынке вам удалось выбить скидку в 4 раза от первоначальной цены, и после этого с чувством выполненного долга и в эйфории вы посчитали, что нагрели «глупых и доверчивых» китайцев на их же территории, то в последствии вы неизбежно обнаружите, что это китайцы вас поимели во «все места». То, что вы взяли со скидкой в 75% возможно не стоит вообще ничего, потому что не работает или еще какие-то причины, по которым сброс цен произошел так легко и стремительно.
Это абсолютно не зависит от того, с кем китайцы взаимодействуют – русские, американцы, европейцы или японцы. Все одинаково.
Будучи крупнейшим в мире реципиентом глобальных прямых инвестиций, Китаю удалось сохранить суверенитет над своей цивилизацией, над своими ресурсами и над своей внутренней и внешней политикой. Одновременно выстраивая с ТНК отношения таким образом, что становится неоднозначным вопрос относительно того, кто больше выиграл от инвестиций в Китай – ТНК или сам Китай?
Транснациональные корпорации приобрели возможность в развитой инфраструктуре и при профицит рабочих рук в количестве десятки миллионов разворачивать значительные промышленные кластеры, генерируя существенную прибыль. Но вместе с этим Китай получил возможность развить свою промышленную и социальную базу, перенять технологии и менеджерский опыт и выйти на принципиально иной уровень развития с перспективой конкуренции на международных рынках. Совершенно точно, Китай от взаимоотношений с международными инвесторами только выиграл.
Так вот, возможно ли взаимодействие России и Китая?
Сотрудничество может быть:
- Финансовое
- Экономическое
- Политическое (поддержка на международной арене по важнейшим вопросам, в том числе в таких международных организациях, как ООН, МВФ)
- Научно-техническое (взаимодействие по линии НИИ, КБ, университетов, обмен патентами, технологиями и т.д.)
- Военно-техническое (закупка военной техники, оборудования, совместные учения, помощь в совместных вооружённых конфликтах, в том числе обязательства во вступлении войну)
- Культурное
- Транспортное (как правило, упрощенный или на особых условиях транзит грузов через территорию другого государства)
В геополитике не бывает дружбы – геополитика строится либо на извлечении выгоды, либо на подчинении.
Положение России таково, что извлечение коммерческой выгоды от России в ущерб США и Европы нецелесообразно (для Китая) по экономическим причинам.
Сейчас экспорт товаров из Китая в США, Еврозону и Великобританию составляет свыше 720 млрд долл против 35 млрд в Россию. (т.е. в 20 с лишним раз меньше). Россия не входит даже в ТОП 15 важнейших внешнеторговых партнеров Китая (по экспорту товаров), разделяя 16 место с Индонезией.
При этом Россия экспортирует в Китай продукцию низких переделов. В основном минеральное сырье и древесину, которые в совокупности достигают 85% от совокупного экспорта России в Китай и не более 5% продукции высоких переделов, тогда как из Китая в Россию поступает продукция средних и высоких переделов. Прежде всего, машины, оборудование, транспортные средства (около 53%) и текстиль, обувь, изделия (около 14%).
Прямые накопленные инвестиции Китая в Россию даже упали с 4.5 млрд в 2014 до 1.6 млрд долл к 2016 году по данным ЦБ РФ. По сути, в пределах точности счета. Прямые инвестиции России в Китай не превышают и миллиарда долларов с учетом инвестиций через Гонконг по данным Минкоммерции КНР. Сравните это с триллионами инвестиций США, Европы и Японии в Китай. Доля России в инвестициях в Китай от инвестиций развитых стран составляет не больше 0.05%, т.е. вообще ничто.
До сих пор нет никаких подвижек по кредитному взаимодействию России и Китая. Ни один крупный банк Китая не заинтересован в фондировании России в условиях западных санкций. Правительство Китая также не рассматривает Россию, как выгодный и перспективный объект для инвестиций. Таким образом, даже речи не идет о том, чтобы частично трансформировать валютные резервы Китая в российские инструменты.
Китай заинтересован в инвестициях развитых стран, т.к. Китай получает полигон для оттачивания новейших технологий, т.е. ТНК косвенно привносят в Китай научно-технический прогресс, помимо развития промышленного потенциала. Россия не может предложить Китаю ничего, кроме своего сырья – нефть, газ, лес, уголь, пшено. Только в этом отношении взаимодействие Китая и России не может быть привилегированным относительно России в сравнении с Западом.
Научно-техническое взаимодействие России и Китая практически полностью исключено. Россия не может предложить Китаю современных, конкурентоспособных технологий, которые сейчас или в перспективе могут иметь значимость на мировых рынках. Россия и Китая находятся на совершенно разных ступенях научно-технической эволюции. Если в России наука загнана на дно, то в Китае ей придается колоссальное значение, как на государственном уровне, так и со стороны бизнеса. Китай к 2020 году обгонит США по инвестициям в R&D, так что это другой эшелон.
Военно-техническое взаимодействие возможно, однако Китай постепенно отходит от импорта вооружения и компонентов к созданию своей милитари базы и производства. Когда то Китай был основным партнером России, теперь Россия поставляет оружие главным образом в Индию и Алжир. Роста экспорта российского вооружения ждать не стоит по причине смены военной доктрины Китая в этом отношении.
Учитывая, что политика является концентрированным выражением финансов и экономики, то совершенно очевидно, что Китай не будет строить взаимодействие с Россией в ущерб Западу. Россия по торговому обороту в двадцать и более раз менее значительная, чем Запад, по финансовым инвестициям и технологиям в сотни и тысячи раз менее весомая.
Россия нужна Китаю точно так же, как Китаю нужны КНДР, т.е. противовес американской гегемонии в азиатском регионе. Если КНДР, как противовес концентрации США в Южной Корее, то Россия в более широком смысле, но суть такая же. Ни о каком равноправном диалоге речи не идет, т.к. равноправный диалог предполагает принцип третьего закона Ньютона, когда сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия, т.е сколько вложили, столько и ожидаем получить, как минимум. Учитывая масштаб, значимость и прогресс Китая, Россия не может быть сопоставимым с Китаем равноправным партнером, поэтому любые отношения так или иначе будут строиться на примате интересов Китая, т.е. доминировании китайцев в ущерб российской выгоде.
Стратегически Россия интересна Китаю, как противовес США в политике и как сырьевая база на китайских условиях. Учитывая ту ситуацию, в которую попала Россия, Китай наблюдает и ждет более благоприятных условий, чтобы взять российские ресурсы значительно дешевле в условиях, когда у России не будет выбора, и она не сможет торговаться.
Если кто то ждет, что Китай будет поддерживать Россию в политике или вступать в российские авантюры – тот сильно ошибается. Китай может похлопать Россию по плечу, но они вполне внятно намеками сказали, что «тонуть вместе в болоте, гордо взявшись за руки и с улыбкой на лице они не будут». Вы как нибудь там сами, а когда деваться будет некуда, тут мы у вас возьмем ресурсы «за бесплатно», т.к. вы все равно ничего нам не можете предложить.
Китай не заинтересован в глубине политических уз с Россией, потому что не видит в России сильного и достойного партнера. Зато Китай прекрасно видит суть и состав питерской банды, захватившей власть в России в 90-х и работающей де-факто в интересах американо-европейской олигархии, поэтому тянуть из болота различную низкопробную шпану он не намерен, тем более за свой счет.
Современный Китай – это история успеха, когда за одно поколение была построенная мощнейшая промышленная держава мирового масштаба с необычным научно-техническим потенциалом. Разумеется, те, кто выстраивал современную архитектуру Китая - никак не могут воспринимать на равных условиях тех, кто угробил советский потенциал за аналогичный период времени. Стартовые условия разные. С одной стороны не было ничего и получился реальный конкурент США и Европе, а с другой стороны было все и вышло – ничего (отсталая, низкопередельная колония Запада). В иерархии пищевой цепи китайская элита и российская на разных уровнях, поэтому глупо надеяться на то, что Китай будет впрягаться в проблемы России или же действовать с выгодой для России в ущерб своим интересам. Не тот случай.
Инвестиции Китая в Сибирь и Дальний Восток? Нет проблем, но вы переуступите этот регион нам и мы проинвестируем. Какого черта китайцы должны инвестировать в регион, который нафиг не нужен российским властям? В этом смысле китайцы смотрят на российские власти, как на ненормальных, которые 25 лет плевали на развитие собственной страны, агрессивно перенаправляя капиталы в западные банки, но при этом вдруг захотели, чтобы китайцы с руин подняли пол континента за свой счет? Ага, прямо так взяли и подняли.
Это я в общих чертах описал, на мой взгляд, очевидные моменты буксов российско-китайских отношений в практической реализации. Очевидно, что после эйфории 2014 года с «поворотом на Восток» зашли в тупик. Торговый оборот упал, прямых инвестиций Китая в Россию, как не было, так и нет, китайские банки и правительство не горят желанием фондироваться российские структуры, а поддержка на мировой арене России со стороны Китая сводится к одобрительным кивкам. На словах, конечно, как всегда все замечательно, но то, что китайцы улыбаются, жмут руку и проявляют добропорядочность еще не значит, что вы сделали китайцев. Возможно, это китайцы сделали вас.
Высший пилотаж был бы, если удалось создать условия, при которых многотриллионые резервы Китая могли быть частично абсорбированы в российских долговых инструментах, одновременно с этим чудовищный навес денежной массы и кэша в Китае со стороны бизнеса и банков мог бы направлен в развитие промышленной инфраструктуры России. Но видно, это возможно только в альтернативной реальности.
В текущей реальности вес России ничтожно мал в финансово-экономическом сравнении с Западом, а элита и власть не вызывают доверия и уважения со стороны китайской элиты и властей. Поэтому выглядит крайне сомтнительной перспектива, что Китай внезапано обменяет сотрудничество с Западом на Россию.
Орфография и пунктуация автора сохранены