«Позволил себе однажды решить, что жизнь удалась. Это моя самая большая ошибка к 40 годам»
«Я знал, что буду делать карьеру, приобрету машину, женюсь, возьму ипотеку. Знал, что так правильно, но внутри жило ощущение, что может быть по-другому — жить в кайф» — Александр Свижевский на DK.RU.
Александр Свижевский, владелец компании ООО «Новые технологии»:
— Я позволил себе однажды решить, что жизнь удалась. Это самая большая ошибка, которую совершил к сорока годам. Сразу стал все терять и поздно понял, что происходит. Я сам создал бизнес, сам его и разрушил. Все потому, что во вселенной есть только два состояния — или растешь, или умираешь. Третьего не дано. Стагнации не существует. Есть лишь точка на горке, краткий момент времени, знак того, что вектор скоро изменится. Так что теперь избегаю говорить себе, что я — молодец.
Счастье — следствие прогресса. Наличие прогресса подтверждают достижения. Счастлив тот, кто живет в прогрессе. Если нет достижений и развития, начинается обратный отсчет. Это не только про бизнес — это про все. Отношения тоже должны развиваться. Как только люди перестают удивлять друг друга, быть интересными друг другу, наступает кризис. Вода, которая перестала течь, тухнет. Как только люди остановились, тухнут мозги, эмоции, вся жизнь. В бизнес-центре, где у меня офис, пару этажей занимает банк. Когда еду на лифте, на одном из этажей обязательно зайдет толпа банковских сотрудников. Им нет и 30 лет, а все разговоры о том, что руководитель — дебил, планы — нереальные, жизнь не задалась, зарплата не соответствует ожиданиям. Жизнь их тухлая, и они так и сдохнут.
Их даже повышать бесполезно — они уже тухлые. Любой новый сотрудник, который с восторгом пришел на работу, потому что всю жизнь мечтал стать банковским служащим, через пару месяцев в таком окружении впадет в уныние. Этим бы парням задать себе правильные вопросы: «Каким мне нужно быть, чтобы построить карьеру в этой компании? Какие возможности здесь у меня есть? Я работаю в колл-центре — класс! Могу бесплатно получить навыки ведения переговоров, знакомства с людьми и того, как за три секунды захватить внимание собеседника. Об этом есть куча книг и тренингов, а я практикуюсь каждый день — и мне еще за это платят! Супер!» Но они даже не думают об этом. Отсутствие развития приводит к тому, что человек деградирует.
Один мультимиллионер и владелец медной компании в Америке, с которым мы познакомились в Лондоне, сказал: «Меня не интересует резюме. Меня не интересует то, во что одет претендент. Я смотрю ему в глаза, и, если там нет огня, я его гоню. Если вы вместо огня увидели там печаль, то знайте: то же самое увидят и ваши клиенты».
Я тоже не всегда с горящими глазами ходил. До декабря 2011 года у меня была совершенно другая жизнь. Работал в банковской сфере: пришел директором по продажам в филиал банка в Омске, затем стал директором омского представительства, потом переехал в Новосибирск и отвечал за развитие бизнеса в дирекции Сибири — зоной моей ответственности стали Западная и Восточная Сибирь, 15 городов от Омска до Читы. Мне было 34 года, я жил в идеальной картинке, многие мечтали оказаться на той должности, которую я занимал, а я чувствовал: что‑то не то. Что не должно быть так, как сейчас, когда заставляю себя ходить на работу. Я точно знал, что раз в 3‑5 лет я буду подниматься по карьерной лестнице, что, как любому «нормальному молодому человеку», мне нужно приобрести машину, жениться, взять ипотеку. Знал, что так правильно, но внутри жило ощущение, что это херня полная и может быть по‑другому — жить в кайф, быть свободным, путешествовать, учиться, чтобы тебя утром поднимал не будильник, а энергия, чтобы штырило.
Жизнь буквально перевернулась после тренинга, который в моем банке провели для сотрудников. После я подошел к тренеру: «Не могу понять. Ты сказал, что у человека есть все, что ему важно, и нет того, что ему не важно. Но мне не важно то, что я имею. Не хочу ездить на шестилетней иномарке, жить в панельном доме с видом на другой дом, не хочу брать ноутбук с работы в субботу и все воскресенье отвечать на письма. Хочу путешествовать, познавать мир, общаться с интересными людьми, развивать себя, ездить на последних моделях спорткаров, снимать яхты». — «Значит, тебе выгодно жить так, как ты живешь. Если бы выгодно было жить иначе — жил бы иначе. Это твой выбор». — «Подожди. Мне это не важно». — «Каждый человек имеет ровно то, что ему важно в этой жизни. Тебе нужно понять, в чем твоя выгода жить именно так, как живешь». После тренинга настолько был сильный внутренний конфликт, что я взял путевку в алтайский санаторий — побыть в одиночестве. Там размышлял, читал, пересматривал конспект с тренинга. 1 января в 10 утра стоял на горнолыжной трассе. Один. И уже знал, что уволюсь. Не знал, чего хочу. Но точно знал, что не хочу и что все, что у меня есть, должно быть послано прямо сейчас: съемная квартира, 25‑летняя ипотека, подержанная иномарка и прочая ерунда — весь джентльменский набор среднестатистического россиянина.
На пике карьеры в первый рабочий день после новогодних каникул написал заявление на увольнение. Еще оставался страх, сознание вцеплялось в меня и уговаривало ничего не менять. Когда заходил в кабинет босса, руки тряслись, и был соблазн перенести разговор на завтра. Я сказал себе: «Не сделаешь сейчас — не сделаешь никогда». Босс открывает рот обсудить со мной планы на предстоящий 2012 год, а я говорю: «Давайте я вам сначала свои планы расскажу. Я увольняюсь». — «Кто переманил?» — «Никто». — «Куда?» — «В никуда». На выходе встретил коллегу, и он сказал: «Ты изменился. Я тебя не узнаю, ты стал другой».
Не могу вспомнить, было ли мне еще так хорошо и легко, как в тот момент, когда перепилил ниточку, которой был привязан к своим страхам и стереотипам. Неизвестность полная, а легкость необыкновенная. Я был абсолютно счастлив. Отработал еще пару месяцев, пока не нашли замену, но решение уже было принято, и жизнь забурлила. После увольнения не опубликовал ни одного резюме — понимал, что если буду делать то, что делал раньше, то и получу в будущем то, что уже имел. Стоило одну дверцу закрыть и отрубить все канаты, как вокруг закрутился круговорот событий — в жизнь стали заходить новые люди и информация. Через месяц случайно, за столиком в ресторане, познакомился с человеком, с которым мы организовали собственную компанию и очень хорошо проработали в партнерстве почти три года.
Не прошло пяти месяцев с моего увольнения, как я открыл собственный бизнес, а через год заработал первый миллион долларов. Следующие несколько лет мы работали крупно, по‑взрослому. Мир был мне открыт — мог полететь куда угодно. Бизнес шел в гору, я открывал филиалы, создавал большую команду и концентрировал все на себе. Вскоре созданная мной же система поглотила меня. Я не знал, как выйти из рутины, которую создал. Тогда же друг позвал на тренинг Энтони Роббинса. Для начала решил прочитать его книгу — мне попалась «Разбуди в себе исполина» о том, что в каждом человеке заключена громаднейшая сила и потенциал, но многие губят их в себе. Прочитал книжку — она зашла, и я полетел в Лондон на тренинг «Раскрой свой потенциал». Помню, глядел на Тони и не понимал, как человек в возрасте 57 лет может выйти на сцену в 10 утра, уйти далеко за полночь, ни разу не присесть за это время, не поесть, пить только воду и качать зал из 12 тысяч человек. Энергетика у Роббинса такая, что он удерживает внимание каждого в зале. До сих пор для меня вопрос, как ему это удается.
Тренинг начался с того, что Роббинс нам сказал: «Вечером вы побежите по раскаленным углям, как по влажному мху». Наша реальность определяется нашими мыслями. И на примере углей он учил нас тому, как можно очистить голову от любых убеждений и страхов. Действительно, вечером бежал по углям — до сих пор в ощущениях память о мягком, влажном, чуть прохладном мхе. Конечно, не все 12 000 участников пробежали — не все смогли пересилить свои установки. Но я уверен, что если искренне готов воспринимать новое, оно в тебя зайдет. Есть много людей, которые посетили тренинги лучших гуру и говорят, что их жизнь не поменялась. Значит, им есть выгода от того, что все остается по‑прежнему. Они создают иллюзию человека обучающегося, стремящегося, ходят на тренинги, стреляют цитатами, выкладывают посты, а мозг не задействован.
Люди себе многое не позволяют. В том числе услышать другое мнение. И у таких нет прорывов. Есть лесенка, ступеньки, но нет лифта, трамплина не случается. Для трамплина нужна готовность к изменениям. А для готовности нужно уметь принимать. А чтобы принимать — нужно доверять. Недоверие — это тоже убеждение, и оно ограничивает, как любые убеждения. Убеждения — это не обстоятельства, в которые ты попал. Именно они и отвечают за те обстоятельства, которые ты создаешь. Если считаешь, что в бизнесе, чтобы преуспеть, нужны связи, деньги и покровительство, значит, тебе лично для успеха понадобятся деньги, связи и покровительство, а иначе не прорваться. А если убеждение, что мы живем в великолепное время равных возможностей, когда можем делать бизнес и менять свою жизнь, — так и будет. Ты прав в любом случае. Считаешь, что родился для чего‑то большего, — ты прав. Считаешь, что не для этого, — тоже прав. Ты всегда прав. Ты всегда выигрываешь в ту игру, в которую играешь. Играешь в успешного человека — выигрываешь. Играешь в неудачника — выигрываешь. Пример — Ник Вуйчич: у него нет ни рук, ни ног, но он имеет в миллион раз больше, чем большинство тех, у кого есть и то и другое. Нет отсутствия ресурсов — есть отсутствие ресурсного состояния.
Архив «Бизнес и жизнь», июль 2018 г. Текст: Юлия Филиппова