Правила жизни бизнес-элиты Екатеринбурга
Вадим Менаджиев, генеральный директор управляющей компании «Оками» Вадим Менаджиев сделал свою компанию успешной благодаря команде управленцев, способных решать нестандартные задачи. В кризисны
2 | Часто говорят, что такой дружбы не бывает, что рано или поздно мы разругаемся, что кто-нибудь предаст, кинет. Если это случится, то будет для меня таким шоком, что потеря денег, бизнеса будет уже неважна. Перевернется жизнь, все ее устои. Тогда брошу все и уеду в Тибет искать правду жизни внутри.
3 | Денег мне хватает. Мы выросли в небогатых семьях, наши родители не были начальниками или олигархами, и у нас скромные потребности. Есть деньги — тратим, нет — не тратим. Сейчас я могу позволить себе многое, но если такой возможности не будет, то не сильно расстроюсь.
4 | Главное приобретение в жизни — друзья, близкие, команда, все остальное — вторично.
5 | Из бизнеса уходить не собираюсь, будь у меня хоть миллиард. Станет скучно жить. Человек должен быть востребованным. Если у меня долго молчит телефон, я чувствую себя некомфортно. А когда вообще нет звонков, это просто кошмар — значит, я никому не нужен.
6 | При приеме на работу нового сотрудника в первую очередь обращаю внимание не на резюме, а на адекватность человека, адекватность моим жизненным принципам. Главное — взаимопонимание.
7 | Родители научили — если ты что-то делаешь, делай это по максимуму и в удовольствие. И я работаю ровно столько, сколько могу и сколько мне хочется.
8 | Конкуренция мало влияет на мою эффективность. Я злюсь, когда конкуренты обходят «Оками». При этом уверен, что компания сделала все возможное и причины неудачи — объективные.
9 | В начале 90-х гг. возможности всего населения в нашей стране выравнялись. Дети начальников, инженеров и рабочих оказались в равных условиях. Всем раздали билеты в новую жизнь, кому-то больше, кому-то меньше. Дальше все зависело от человека, от его желания. Сегодня, мне кажется, уже невозможно выстроить крупный бизнес с нуля. Компания «Оками» — последний игрок на авторынке, которому удалось создать новый для себя, непрофильный бизнес на конкурентной территории и выйти в лидеры.
10 | Я занимаюсь бизнесом по трем причинам: а) мне это интересно; б) я чувствую ответственность перед людьми, которых вовлек в дело; в) мне нужны средства к существованию. Именно в такой последовательности. Так было с самого начала, когда мы были нищими студентами, и, надеюсь, будет всегда.
11 | У меня нет кумиров. Для меня авторитетны мои родители, мои друзья, в каких-то вопросах — моя жена. А незнакомый человек, даже достигший высот в какой-то области, не может служить мне примером. Ведь я его не знаю, не знаю, как ему это удалось.
12 | На моем столе нет ни одной бумаги, потому что каждый документ — это незавершенное дело. А я не люблю, чтобы дела зависали, решения надо принимать быстро и доводить до конца.
13 | Что касается стиля управления, нам удалось создать такую управляющую компанию, которая может без напряжения решать задачи любой сложности. Разработать и запустить автосалон или десять автосалонов, отстроить бизнес-процессы, нанять и обучить персонал. Теоретически мы можем управлять любым бизнесом, не только автомобильным. За пять лет сформировалась универсальная команда профессионалов, влюбленных в свое дело и в свою компанию.
14 | Наверное, я счастлив, потому что у меня нет серьезных проблем, все близкие живы и здоровы, я окружен друзьями, жизнь кипит, многое удается. От количества денег мое счастье точно не зависит. Но если бы их было много, я мог бы помогать людям. Ведь делать добро — тоже удовольствие, а значит, и счастье.
15 | Мне не приходилось в жизни быть наемным менеджером, и, думаю, я бы не смог эффективно управлять компанией, принадлежащей другому человеку. Если ты не принимаешь решений, интерес пропадает. Бизнес — не только возможность заработать деньги, но и некая игра. Играть по чужим правилам для меня неинтересно.
16 | Бизнес должен быть комфортным. Комфорт — это когда ты работаешь с кем хочется и как тебе хочется. И неважно, что этот бизнес приносит меньше денег, чем какой-то другой. Если для увеличения доходности потребуется переехать из Екатеринбурга, я точно знаю, что откажусь. Можно посвятить всю жизнь бизнесу и забыть о семье, друзьях, отдыхе. Но все это — суета.
17 | Сумасшедший рост бизнеса — наверное, одна из наших ошибок. «Оками» открывала по два автосалона в год, было безумно интересно. Но, с другой стороны, трудно назвать быстрое развитие ошибкой — кто мог предположить, что кризис перечеркнет все планы? Сейчас развитие отодвинуто на второй план, компания повышает эффективность — максимум отдачи при минимуме вложений. Во время кризиса работать, конечно, стало не так интересно, как до кризиса, когда развитие было основной стратегией компании. Придется потерпеть, не растерять кадры, навыки, желание.
2 | Если риск велик, лучше не пытаться, хотя иногда потом жалеешь. Мы, например, фактически отказались от заказа на строительство метрополитена. Опасались, что опыта не хватит, и, так скажем, не слишком настаивали на нашей победе в тендере по этому объекту.
3 | Если твоя задача — только получить прибыль, прибыли ты не увидишь. Начиная какое-то дело, ты всегда должен ставить задачи, решение которых делает жизнь людей лучше. Например, не было хорошего жилья, ты его построил — люди стали жить лучше. Не было хорошей больницы, ты ее построил — людям стало комфортнее лечиться. То есть не прибыль, а желание преобразовывать реальность — вот основная цель. Она подтягивает все остальное. И, решая эту задачу, ты обязательно начнешь получать деньги.
4 | Не стыдно не знать. Стыдно не пытаться разобраться в том, за что взялся. Например, когда мы начинали строить перинатальный центр, пришлось сильно расширить свои медицинские знания. Больницы мы раньше строили. Но роддома — никогда. Внимательно изучив проект, мы вынуждены были за свой счет практически полностью переделать его.
5 | Хочешь сделать хорошо — делай все сам. В нашей стране — наследнице советского государства это единственно верный подход. Начиная от проектирования и заканчивая обслуживанием жилья — у нас все свое. Кому-то наш бизнес кажется громоздким. Зато всех наших людей я знаю лично, могу их контролировать и потому готов отвечать за результаты их работы.
6| Не верю словам. На словах — все профессионалы и мастера. Если приходится нанимать сторонних подрядчиков — стараюсь работать с теми, кого знаю много лет.
7 | Пока на практике не проверишь — ни за что не поймешь, с кем имеешь дело. Новых партнеров сначала проверяю на маленьких заказах. Справятся — получают следующий подряд.
8 | Бизнес как велосипед — едешь, пока крутишь педали. Когда дела идут плохо, есть соблазн остановиться и переждать до лучших времен. Но тогда появляется опасность растерять свои компетенции. Исчезнут профессионалы — стройка остановится. Этого допустить нельзя, иначе восстанавливать отрасль придется долгие годы.
9 | «Ну что вы мне объясняете? Я же не директор парикмахерской!» — говорил мне один из моих начальников. Так вот: нельзя, чтобы стройкой управляли директора парикмахерских, как это часто происходит, к сожалению. Сейчас многие предприниматели берутся за то, о чем не имеют ни малейшего представления. Это повлечет за собой целую цепочку катастроф.
1 | Сегодня я генеральный директор Группы Синара, и большая часть моего времени, несомненно, связана с бизнесом компании. Но я в курсе всего, что происходит в банковском бизнесе. Это ведь не шляпу поменять: сейчас я банкир, а через 15 минут — руководитель крупной компании.
2 | Корпоративное управление — не яркие бантики и не декорации. В Группе Синара инсталлирована система разделения компетенций по уровням управления, и мне это нравится. Это грамотный и цивилизованный подход. Я элемент системы, отвечаю за ее эффективную работу.
3| Нынешний нешуточный кризис показал, что мы и в СКБ-банке, и в других бизнесах все делали правильно. По большому счету.
4 | Для банков неприятности еще не закончились. Те, у кого не хватает капитала, будут вынуждены объявить себя банкротами или прислониться к более успешным кредитным организациям, поэтому мы внимательно следим за ситуацией. Будет что-то интересное — обязательно рассмотрим варианты расширения банковского бизнеса.
5 | Если уж ты принял решение — то должен обеспечить его выполнение.
6 | Я не верю, что панику вкладчиков спровоцировала информационная война. Было общее резкое ухудшение экономической конъюнктуры. Кто был готов к этому, тот выдержал.
7 | Конечно, я за то, чтобы в России был создан банк плохих долгов. Где-то надо их аккумулировать, пока экономике не станет заметно лучше.
8 | В сделках М & А очень важно выбрать правильный момент. Вы в первую очередь должны адекватно оценивать технологические, экономические параметры и специфику объекта. Но надо сделать все вовремя.
9 | Кафедру банковского дела в УГТУ-УПИ я создавал не от хорошей жизни. В 1994 г. настоящих банковских специалистов на рынке было немного. Сегодня ситуация поменялась, но я продолжаю читать лекции. Преподавание зачастую позволяет глубже понять бизнес, которым занимаешься.
10 | Не надо всем рассказывать о том, как и что делать. Нужно работать — спокойно, без шума, без пафоса, без громких заявлений, которые, скорее, ближе к предсказаниям оракулов. В банковском бизнесе мы не один год выстраивали технологию, систему управления рисками, корпоративного управления. Считали это важным. И сейчас мы в порядке.
11 | Сложно разделить личную жизнь и работу. Я оцениваю себя по результатам, которых достигает компания. И не вижу здесь никакого парадокса.
12 | В последний год мне не пришлось работать больше. Работаю стандартно, по 12 часов в сутки.
2 | Как завязывать галстуки, я не знаю, пытался учиться, но это, видимо, какое-то недоступное для меня умение. Получается криво-косо. Я бы носил галстук-бабочку, но его тоже надо завязывать, потому что бабочка на лямке смотрится ужасно. Этому я точно не научусь. Еще мне нравятся шейные платки. Зная об этом, друзья подарили две штуки, правда, и с платками все очень сложно.
3 | Работать стараюсь быстро. Могу заниматься одним делом 12 часов подряд. Для меня труднее прерваться и потом начать снова. Правда, если не получается, то все равно приходится откладывать. А потом вдруг — бам! — воткнуло, берешься и доводишь дело до конца.
4 | Я хороший переговорщик, но нежесткий. Чтобы участвовать в жестких переговорах, нужна долгая подготовка. Спонтанно не получается. Да и ни к чему. Если человека нагнуть, загнобить и прижать к стенке, вашим партнером он уже не станет. Он затаит злобу. А надо ли вам это? Потому я — мягкий переговорщик. Работая вместе, партнеры создают друг для друга некие поля возможностей и пасутся на них.
5 | Я считаю, что демократический централизм в бизнесе неприемлем. Решение нужно принимать либо единогласно, либо волюнтаристски, но не большинством голосов. К этому я пришел сугубо опытным путем.
6 | Абсолютных правил не бывает — ни в жизни, ни в бизнесе. Однажды я захотел научиться торговать на бирже. Думаю: люди торгуют, денег зарабатывают, дай-ка я научусь. Пошел в институт фондового рынка, заплатил денежку, стал посещать лекции. Преподаватель попался хороший. Он честно сказал: правила, о которых мы вам рассказываем, выигрыш не гарантируют. Это не верняк, не 100%. Правила нужны для того, чтобы при аккуратном их применении с высокой степенью вероятности обеспечить статистический перевес в пользу выигрыша.
7 | Иногда меня спрашивают: что вам нужно для полного счастья? Сложный вопрос. Я не уверен, что полное счастье возможно. Потому что в каждый момент времени наше восприятие жизни меняется. Если вы пробежали 15 км на лыжах, а потом лыжи сняли, ощущение счастья появляется — минут на десять. А потом проходит. Наверное, мне бы хотелось научиться тому, что мне не дано от бога: петь, танцевать, играть на скрипке, мастерски фотографировать. Все это делает жизнь более счастливой.
8 | У меня нет культивируемого имиджа. Имидж — это игра. В какой-то момент времени вы понимаете, как окружающие вас воспринимают. И тогда либо поддерживаете образ, сложившийся в головах людей, либо стараетесь его изменить. Я спокойно отношусь к тому, что обо мне думают. Пиджаков не ношу, в компанию друзей могу прийти в каких-нибудь полосатых штанах, сшитых из лоскутков. Хотя и тут есть элемент игры.
9 | К деловым встречам я тщательно готовлюсь. На незнакомого человека важно произвести хорошее впечатление. Встречаясь с кем-то впервые, я стараюсь узнать об этом человеке как можно больше — найти информацию в Интернете, расспросить его друзей и знакомых (чем он увлекается, куда ездит отдыхать, о чем любит поговорить) — и заготовить пару-тройку вопросов, чтобы расположить к себе собеседника.
10 | Если человек приходит ко мне впервые с предложением о сотрудничестве, я считаю его намерения искренними. Так проще, чем начинать отношения с недоверия. Это правило срабатывает не каждый раз, но статистический перевес обычно в мою пользу — примерно 80 на 20. Получается, дешевле верить.
11 | Вот история, которая мне сильно добавила опыта. У нас был крупный клиент — промышленное предприятие. Отношения развивались нормально, но в какой-то момент мы заметили, что нам отдают не все заказы. Я записался на прием к директору предприятия, с которым прежде не встречался. Явился точно в срок, высидел полтора часа в приемной. Здороваюсь, сажусь, начинаю рассказывать, какие у нас есть решения для управления технологиями, для энергосбережения и как это быстро окупается. И вдруг он заявляет: «А иди-ка ты на х ! Много вас тут таких ходит». Я разозлился: «А иди-ка ты сам на х ! Я пришел по делу, а ты меня посылаешь» «Ладно, — говорит, — присаживайся, давай обсудим». Мы хорошо поговорили, наметили темы для сотрудничества. Уходя, я спросил: «Зачем вы меня послали-то?» — «Хотел посмотреть — уйдешь или нет. Почему не ушел?» — «Решил, раз меня уже послали, терять нечего». Так возникло правило: если терять нечего, почему бы не попытаться? Я часто спрашиваю у наших продавцов: почему вы не предложили этой компании нашу услугу? Мы с ними не работаем, значит, хуже быть не может.
12 | Административная работа — это не мое. Мне сложно руководить людьми. Нужно быть принципиальным, принимать непопулярные решения и дистанцироваться от подчиненных. А у меня к людям возникает очень высокая эмоциональная привязанность. Рассматривать их абстрактно, как трудовые единицы, не получается. Поэтому мне проще разрабатывать стратегию, придумывать новые продукты.