«Предлагайте не зарплату, а веру в будущее». Как нанять хороших профессионалов за полцены
«Когда вас с 9:00 до 18:00 никто не контролирует с палкой и вы сами можете строить свой день и управлять жизнью, это мотивирует. Лишний раз подумаешь, просить повышения заработной платы или нет».
Когда у бизнеса много амбиций и задач, a больших денег в ближайшие полгода-год ждать не приходится, для привлечения хороших сотрудников нужно что-то придумывать. Юлия Воликова, генеральный директор exeStation, автор и разработчик конструктора exeRace пишет на Forbes Contributor, что в таком случае может помочь импровизация.
— Создать сильную и адекватную команду сложно всегда. Вопрос решается легче, если есть деньги для покупки профессионалов рынка, но для маленького стартапа — эта задача практически неподъемная. Купить он может только «гастарбайтеров». Но есть ряд хитростей, которые помогают нанимать амбициозных и сильных ребят на 30% дешевле рынка, а иногда еще и на очень странных условиях.
Иногородние рулят
Множество тестов доказали, что приехавшие в Москву из регионов люди требуют меньший оклад на старте, готовы реально пахать, чтобы закрепиться на рабочем месте, более инициативны и готовы к любым авантюрам.
Когда тебе некуда отступать, в корпорации Mars или Beeline менеджером тебя точно не возьмут, стартап — отличное место для того, чтобы получить опыт, связи, практическое обучение и быстрый карьерный рост.
Мечты о светлом будущем
Когда нет конкурентного преимущества в виде финансов и стабильности, очень хорошо работает большая идея и вдохновляющее видение.
Сегодня, на мой взгляд, существует дефицит веры: институт семьи расшатан, религия мало интересует молодых и амбициозных, а бессознательно верить во что-то очень хочется.
Именно поэтому для привлечения соискателей хорошо работает продажа будущего — некой картинки, частью которой хочется быть. Этот прием очень помогает привлечь первых единомышленников и сформировать ядро команды, потому что людям хочется верить и мечтать, так за это еще и платят.
Вовлечение в процесс
Многие сегменты рынка помолодели, поэтому и возраст членов одной команды снижается, зачастую до 30 лет. Приходится учитывать мотивацию поколения Y и Z, в которой финансы стоят далеко не на первом месте, а на третьем-четвертом.
Молодое поколение хочет делать интересные значимые проекты, проявлять инициативу, вносить больше, чем написано в должностных инструкциях.
Именно поэтому, например, в нашей компании было решено отказаться от названий должностей. Если есть понимание своих функций, какой результат деятельности необходим, и очерчены явные границы ответственности сотрудника, компания будет работать слаженно. Как говорится, хоть горшком назовись, лишь бы было хорошо и комфортно.
Свободный график и «удаленка»
Согласитесь, когда вас с 9:00 до 18:00 никто не контролирует с палкой, и вы сами можете строить свой день и управлять своей жизнью, это мотивирует. Лишний раз подумаешь, просить повышения заработной платы или нет. К тому же при таком раскладе можно работать и на других проектах.
Горизонтальное развитие
В привычном нам мире развития карьеры сотрудник растет по вертикали. И этот рост обязан сопровождаться ростом дохода, но можно действовать иначе. Горизонтальное развитие предполагает возможность каждому в команде занять другую позицию, если вдруг на предыдущем месте стало скучно.
Такой «трюк» позволяет какое-то время сдерживать рост заработной платы и увеличивать интерес к работе в команде.
Партнерское предложение
Когда нужен человек уровня топ-менеджера международного банка, всегда можно предложить опцион или долю в бизнесе (если это того стоит). Сегодня тренд на предпринимательство, желание путешествовать по миру и работать в удовольствие приводит многих успешных профессионалов в состояние «начинаю все с чистого листа». В этот момент и нужно их ловить.