Прекратите советовать людям «Будь собой!». И вот почему
Совет «быть собой» мы слышим повсюду: к этому призывают рекламные ролики, коллеги и ведущие семинаров. Даже с днем рождения нас поздравляют этой фразой. Фразой, способной разрушить личность.
Очень часто можно услышать совет из серии «оставайтесь собой в любой ситуации». Однако это очень плохая рекомендация. Бриджит Пуджальс, футурист и научный фантаст, на страницах Medium.com пояснила, почему это так.
— В четвертом классе я безучастно смотрела на «10 заповедей», написанных учителем на доске. Они включали такие принципы, как «поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и другие. В целом, ни одна из них не интересовала меня сильно, но вот последняя — «будь собой» — почему-то обеспокоила. Проговаривая ее про себя, я не могла понять смысла. Кем я могу быть еще, кроме самой себя?
С тех пор прошло много лет, повзрослев, я поняла, что имеют в виду под этой фразой. И, поняв, я тут же отвергла эту заповедь.
Мой опыт показывает, что совет «быть собой» упрощает процесс самопознания идентичности до такой степени, что он становится контрпродуктивен.
В старших классах моя голова была полна противоречивых суждений, я была учеником-мятежником, который до конца не понимал, чего он хочет. Я не знала, как систематизировать все мои чувства и ощущения, и чувствовала себя из-за этого не лучшим образом. Я интересовалась множеством вещей сразу, но не понимала, что ценю на самом деле. Я просто не знала, кто я. Это отсутствие идентичности было одновременно тревожным и мотивирующим.
Я думала, что отъезд из дома в университет — это мой шанс начать новую жизнь, была готова к моей новой красивой и логичной личности и собиралась придерживаться ее. Летом накануне начала занятий я решила:
1. отказаться от макияжа;
2. стать девушкой из серии «туповатая, но красивая».
И я стала такой, это была моя личность. Я купила подходящие украшения и одежду перед университетом и начала жить, придерживаясь новой стратегии. Однако все равно порой ощущала фальшивость созданного образа «девочки-мечты».
Из-за этого я обижала людей, которые, казалось, сумели найти себя. Девушки, работавшие в благотворительных фондах, студенты, часами сидящие на скучных лекциях и слушавшие профессора с открытым ртом, даже религиозные фанатики, бродившие с плакатом «Мир умирает» в университетском городке — все они казались более уверенными в себе, чем я.
В ролике на YouTube, где я пыталась найти помощь, я вновь встретила призыв «Будь собой». Это звучало так, словно есть некий рычаг, который достаточно установить в нужное положение, и все проблемы исчезнут. Оставалась только одна проблема: как я могу быть собой, если я не знаю, кем я была и кем должна стать?
В университете я встретила свою любовь, мы начали встречаться. Он был старше меня, красивым и обаятельным. Появление этого человека в жизни заставило меня вновь переоценить собственную идентичность. Я отказалась от прошлой личности и попыталась стать тем, кто, как мне казалось, больше ему подходит — более сложной, более аутентичной. Я искала, чем заполнить собственную пустую личность, и убедила себя, что то, во что я превращаюсь сейчас, и будет моим постоянным, «настоящим» я. Идея привела меня в восторг.
Скорый конец романа, однако, привел к тому, что я снова оказалась с рассыпающейся личностью в руках. Ироничность и пессимизм человека, в которого я была влюблена, оказались не естественными для меня, как я ни старалась убедить себя в обратном.
После университета я вернулась в родной город и начала работать. Было что-то опьяняющее в новых открывшихся возможностях: можно было пойти в ночной клуб и танцевать там до утра, или отправиться в парк и познакомиться там с кем-то, или заняться альпинизмом… Эта новая свобода дала мне пространство для роста, возможность размышлять и определять, что в жизни на самом деле меня вдохновляет.
Я поняла, что для того, чтобы быть собой, я должна открыть себя, найти собственное я. Эта идея начала развиваться в подсознании.
Я решила искать способы узнать себя, начав с самых простых вещей. Просто отвечая на вопросы «хорошо ли мне было сегодня утром», «нравится ли мне арахисовое масло», «я могу отправиться спать в одежде, если очень устала», «была ли у меня когда-либо идеальная фигура». Несколько недель я рисовала саму себя, намного объективнее, чем раньше. И с каждым днем мне становилось все более комфортно в собственном теле. Я поняла, что если определенные черты, которыми мне хотелось бы обладать, но которых у меня нет (уверенность, самоуверенность), не достались мне естественным путем, это еще не делает меня неудачницей. Я решила тренировать навыки и черты характера, словно мышцы тела.
Мой опыт заключается в том, что процесс обнаружения собственной личности является преднамеренным и трудным, но это того стоит.
Поэтому я уверена, что детям нужно говорить правду: нормально не знать, кто ты. Не знать, как действовать в той или иной ситуации — нормально. Нужно потратить много времени и сил, чтобы разобраться с этим вопросом, но это того стоит.