«Превращение силовиков в правоохранителей еще долго будет наиболее значимой задачей»
«Гигантская полицейская машина регистрирует от трети до половины всех совершаемых в стране правонарушений». Почему силовые ведомства достигли критического момента в развитии.
В России насчитывается 914,5 тыс. полицейских в штате МВД — это третий по численности показатель в мире, а их количество на 100 тыс. граждан (623 сотрудника) в пять раз выше, чем в Китае и Индии, и примерно вдвое выше, чем в развитых странах. Об этом пишет директор «Центра исследований постиндустриального общества» Владислав Иноземцев* в колонке на Forbes. Ниже приведены основные тезисы материала.
По подсчетам автора, общее количество силовиков в стране, 2,6 млн человек, сравнимо с численностью сотрудников во всех больницах и медцентрах, а всего в 2016 г. на нужды МВД было выделено 1,08 трлн руб., или 1,26% ВВП.
Несмотря на огромную численность силовиков и большие затраты на их аппарат, эффективность борьбы с реальной преступностью оказывается очень низкой. По данным статистики, которую приводит автор, в 2016 г. в России было зарегистрировано 2,13 млн преступлений, то есть на одного полицейского приходилось в среднем 2,33 преступления, тогда как на американского — 11,5 единиц и 9,18 млн преступлений всего, а количество убийств в России на 30% ниже, чем в США.
«Могу ошибаться, но похоже, что даже та гигантская полицейская машина, которая сегодня создана в России, регистрирует (и, следовательно, признает такими, какие она может или хочет раскрыть) от трети до (в лучшем случае) половины всех совершаемых в стране правонарушений», — считает г-н Иноземцев.
Кроме того, большое место в работе силовиков занимают экономические преступления, тогда как в США такие дела расследуют налоговые службы и суды. Сейчас силовые ведомства в России достигли критической точки в развитии, полагает автор. В большинстве стран важны не сила полицейских, а их профессионализм и эффективная организация работы, а также доверие к ним со стороны общества.
«В России сегодня нет ни того ни другого. В значительной мере это стало следствием превращения силовых органов в огромную и растущую, богатую и богатеющую корпорацию. И поэтому кто бы ни повел Россию в будущее в 2018-м, 2024-м или каком-то еще далеком году, задача превращения силовиков в правоохранителей еще долго будет оставаться, пожалуй, наиболее значимой из всех», — резюмирует Владислав Иноземцев*.