При чем тут любовь?
Один умный человек, даром что критик, сравнивая американское и российское кино, нашел принципиальную разницу.
Он говорит, что работники Голливуда на полном серьезе пытаются утверждать своими фильмами (часто никудышными) семейные ценности, укреплять общественную мораль, нести добро, хотя вслух этого не декларируют.
В то время как их российские коллеги, прирожденные циники, не желающие разрабатывать собственные формулы, а предпочитающие их украсть, стремятся напичкать каждый кадр доходным product placement и втиснуть туда звезд, которые считаются популярными. Тут-то обман и кроется. Ужастик снимают не для того, чтобы напугать, комедию — не для смеха, мелодраму — без намерений вас растрогать.
Цель только одна — заработать побольше денег.
Меня аж в жар бросило: а что, в российском бизнесе не так?
Ведь у нас рестораны открываются не за тем, чтобы кормить людей лучшими блюдами, автомастерские не готовы хорошо обслуживать автомобили, торговые центры не делают шопинг более комфортным. Далее — везде: цель российского бизнеса — деньги, только деньги и ничего, кроме денег…
В ресторанах и кафе можно, конечно, встретиться с нужным человеком, можно тупо напиться пятничным вечером, можно даже попробовать какое-нибудь экзотическое блюдо, но — невозможно заявиться туда всей семьей и почувствовать, что ты — дома, что тебе безопасно, комфортно и уютно. И никто не курит за соседним столиком и не разговаривает матом на весь зал.
Мы строим жилье, намереваясь впарить покупателю как можно больше квадратных метров, — я видел квартиры с кухней в 50 квадратов и лоджиями в 15. При этом вид из окна по-прежнему «радует» своей безысходностью: ржавые гнутые качели, помойка, сугробы с желтизной, стена соседнего дома в похабной живописи.
Цель прокладки дорог — освоить бюджет, а ямы на трассах и удобство езды тут ни при чем. На ямы выделят другие деньги. И их тоже освоят, но дороги лучше не станут, ибо ремонтируют их не для конечного потребителя — пешехода или автовладельца.
Театр, кино, художественные галереи — все занимаются «бизнесом». В театре вас не будут воспитывать, пробуждая лирой добрые чувства, — вовсе нет. Выберут пьеску попроще и попонятней, пригласят пару-тройку звезд «из телевизора» — нате вам, хапните культурки. Кинотеатрам тоже неинтересно годами воспитывать зрителя — голливудский мейнстрим проще и надежней. Галереи возьмутся раскручивать только тех художников, которых можно продать, — у них ведь тоже аренда и счета за отопление…
Лозунг такого бизнеса прост и туп: плати или вали!
Можно сказать банальную вещь?
Все главные ценности в этом мире человек получает не за деньги. И сколько бы скептики ни спорили с этим, в конечном счете эта банальность верна.
Поцелуй любимой, улыбка ребенка, его теплая ладошка в твоей руке, прохладное озеро жарким летним днем, ощущение шелковой травы под ногами, запах соснового леса или скошенной травы — сколько все это стоит? И за сколько покупается?
Конечно, определенное количество денег необходимо — бомжа и алкоголика вряд ли кто-то будет безоглядно любить и улыбаться ему. Но многие попадают в эту ловушку: чем больше денег, тем больше счастья.
Можно еще одну прописную истину?
Деньги не приносят счастья. С их помощью можно иногда оградить себя от лишних проблем. Да и то не всегда. Здравомыслящие люди, многое и многих повидавшие, о многом передумавшие, любившие и бывшие любимыми, согласятся с этим.
Собственно, я все это к чему?
Помните, в фильме «Мимино» шофер в исполнении Фрунзика Мкртчяна говорит что-то вроде: «Я довезу тебя так, чтобы тебе было приятно. А потом ты мне сделаешь приятно, и это будет правильно».
Вот и бизнес должен быть таким — пытаться дарить другим людям хоть кусочек радости или счастья, награждать их приятными эмоциями. И они ответят тем же — с благодарностью и любовью.
Вы спросите: «А деньги?» А деньги обязательно появятся — потом. Как награда за вашу любовь. Правильный бизнес строится не на деньгах, а на любви. И здравом смысле, конечно. И не надо этого забывать.
Дмитрий Головин
Колонка написана специально для «Делового квартала»