Приключения иностранцев в России
«Мерседес» На 40% в 1996 году рассчитывает увеличить объемы продаж машин в России АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили». Первые результаты деятельности компании, которая начала работу в Москве лишь в 199
«Мерседес»
На 40% в 1996 году рассчитывает увеличить объемы продаж машин в России АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили». Первые результаты деятельности компании, которая начала работу в Москве лишь в 1994 г., подтверждают реальность планов. Если в первый год работы официальные дилеры продали 300 легковых машин, то в 1995 г. суммарные продажи составили уже 820 единиц, не включая грузовики, автобусы и «унимоги».
Наибольшим спросом сегодня пользуются представительские модели, а также автомобили среднего класса с индексом «Е», впервые официально представленные в июне прошлого года. До последнего времени реализация «мерседесов» шла через 16 региональных дилеров, но из-за неудовлетворительной работы их число было сокращено до 13. В текущем году запланировано подписать оговоры о продаже и техническом обслуживании с 15 организациями. Формально московское АОЗТ не участвует в торговле легковыми машинами. Его задача — организация дилерской сети, поставки ремонтного оборудования, консультации, обучение и предоставление справочного материала дилерам. Автомобили поставляются напрямую из Штутгарта по заказам дилеров на условиях предоплаты.
По мнению генерального директора АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили» Курта Ленига, сегодня главная задача фирмы — создание в России инфраструктуры, необходимой для цивилизованной торговли машинами, включая склады запчастей, техцентры, на базе которых продаются автомобили. Для этой цели, начиная с 1994 года, «Мерседес» инвестировал в Россию 15 миллионов немецких марок, при общем годовом бюджете АОЗТ около 17 миллионов. По словам Ленига, «Мерседес» при относительно небольшом количестве проданных автомобилей уже окупил вложенные средства.
Немалая роль в политике фирмы отводится продажам запасных деталей для эксплуатирующихся в России «мерседесов», а их сегодня насчитывается более 100 тыс. В Москве создан склад, на котором хранится 30 тыс. наименований запчастей. По заявлению представителей «Мерседеса», он способен обеспечить деталями весь существующий парк.
Видимо, следующим шагом в проникновении «Мерседеса» на российский рынок станут прямые инвестиции в российскую автомобильную индустрию. С учетом таможенных пошлин и налогов немецкая продукция обходится покупателям в России в среднем дороже на 80 %. Один из вариантов вложения средств и внедрения технологии — Ульяновский автозавод, переговоры с которым продолжаются уже длительное время.
Увеличение объемов продаж, как в России, так и во всем мире, немецкая фирма связывает с нетрадиционной для себя машиной малого класса, получившей индекс «А», его серийное производство запланировано на 1997 год.
«Рено»
Пять тысяч автомобилей «Рено» в 1995 году, по оценкам французских экспертов, ввезли в Россию частные лица. При этом через официальную дилерскую сеть было продано немногим более 500 машин. По мнению главы российского представительства «Рено» Жана-Поля Симэ, подобная практика негативным образом отражается на российском автомобильном бизнесе и экономике в целом. Данная ситуация порождает незаконный обход пошлин, считают специалисты Государственного таможенного комитета. Потенциальному покупателю выгоднее приобрести иностранный автомобиль за границей, чем в России. Таким образом, основной доход от продаж достается европейским дилерам.
В прошлом году общая прибыль автомобильного подразделения «Рено» составила 136,4 миллиарда франков, что на 26% меньше предыдущих показателей. Во втором полугодии 1995 года на 12,6% сократились объемы реализации машин в Западной Европе.
В этой ситуации французская компания заинтересована в увеличении продаж на новых рынках, в частности в России. Однако эти устремления пока противоречат интересам российского правительства.
Сегодня стратегия компании «Рено» на российском рынке сводится к развитию трех направлений. Первое — создание дилерской сети. Четыре дилера уже работают в Москве и один в Сочи. Скоро продажи через официальных дилеров будут осуществляться в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону и Краснодаре.
Наиболее выгодное направление — индустриальная кооперация с российскими автозаводами. С момента открытия московского представительства «Рено» в 1968 году до сегодняшнего дня французская компания заключила контрактов на три миллиарда долларов. Последний из них, реализация которого начнется во второй половине 1996 года, касается 40 тысяч двигателей для АО «Москвич».
Третье направление — сборка и производство автомобилей в России. Возможно, что к середине года завершится подготовительный этап по выпуску модели «Рено-19» на Таганрогском комбайновом заводе. Но дальнейшее развитие подобной деятельности сдерживается экономической и политической нестабильностью. Климат, сложившийся в отечественном автопроме, к инвестициям не располагает еще и потому, что 70% комплектующих изготавливают российские заводы. В Европе аналогичный показатель не превышает 30%.
По словам Ж.-П.Симэ, в случае предоставления отечественным и иностранным заводам одинаковых возможностей доля иномарок на российском рынке могла бы многократно увеличиться. Это подтверждает опыт Латвии, где «Рено» продала в прошлом году 40% от всех реализованных в стране автомобилей и вышла на второе место после ВАЗа.
«Форд»
На автомобили «Форд», продаваемые в России через 20 официальных дилеров, устанавливается специальная цена. Об этом сообщили руководители компании на открытии московского представительства. По мнению главного менеджера по экспорту Майка Олда, чистая цена на предлагаемые машины без учета российских пошлин будет несколько ниже, чем на аналогичную продукцию в Европе. Подобные шаги американской компании свидетельствуют о желании закрепить уже завоеванные, хотя и весьма скромные, позиции на российском рынке.
В прошлом году «Форду» удалось продать в России около 1300 автомобилей, что на 200 меньше, чем в 1994 году. Сегодня фирма начала маркетинговые исследования с целью продвинуть на рынок легковые «Эскорт» и «Мондео», микроавтобус «Транзит», спортивный «Эксплорер» и многофункциональный «Уиндстар». В зависимости от модели стоимость колеблется от 13 750 до 40 000 долларов.
Открытие представительства в Москве входит в корпоративную стратегию «Форд 2000», начатую председателем компании Алексом Тротманом в 1995 году. Руководители «Форда» четко разделили обязанности между филиалами. Сейчас 87 заводов в Северной Америке и 41 в Европе отвечают за собственный класс продукции по всему миру. В начале прошлого года североамериканское и европейское подразделения объединились в единую организацию «Автомобильные операции Форда». По прогнозам, межконтитентальная кооперация приведет к увеличению выпуска машин марки «Форд» на 50% уже через пять лет
Новая стратегия привела к тому, что в 1995 году фирма продала около 6,6 миллиона автомобилей и грузовиков, завоевав 13,3% мирового авторынка. Европейская рыночная доля «Форда» в прошлом году составила 12,2%, что стало самым высоким показателем за последние 11 лет. В США компания также удерживает ведущие позиции — пять из десяти самых продаваемых автомобилей пришлись на долю «Форда».
Особую надежду компания возлагает на машину нового поколения «Таурус». В России эта модель официально будет представлена во второй половине текущего года, несмотря на то, что «Таурус» уже привозится в страну частными лицами и «серыми» торговцами.
Создавая инфраструктуру в России, американская корпорация не стремится к быстрому результату, а рассчитывает на долгосрочное и планомерное проникновение на пока закрытый для зарубежных автомобилей рынок.
Момент для этого американцы считают благоприятным: BMW, Mercedes-Benz и Volvo в значительной степени «приелись» российскому покупателю. Именно поэтому произошел резкий взлет продаж шведского Saab с нескольких сотен за несколько последних лет до двух с лишним тысяч в прошлом году. Кроме того, в кулуарах поговаривали, что Ford учитывает и некоторые субъективные факторы. Например то, что Mersedes-Benz «увяз с планами сборки своих автомобилей в России», менеджеры московского представительства Volvo «проявляют снобизм», а у моделей BMW «неблагоприятный имидж».
Касаясь деятельности «серых дилеров», он подчеркнул, что Ford намерен не воевать с ними, а «призвать к сотрудничеству». Олд также заявил, что компанию не очень волнует почти полное отсутствие в России среднего класса, на который рассчитан основной фордовский модельный ряд. Для покупателей с «тонким кошельком» Ford уже в 1997 году предложит автомобили белорусской сборки. Хотя договор об их производстве в Минске еще не подписан, Олд считает,что все трудности скоро будут преодолены. Будет проявлена забота и о богатых покупателях — для них Ford кроме уже указанных американских моделей предложит автомобили Lincoln и Mercury. Ford собирается печься о клиентах и в несколько романтическом аспекте. Глава представительства Ford в Москве заявил, что одной из главных своих задач он считает превращение автомобиля Ford для россиян в такую же «свою» машину, как «Лада».
По материалам газет «Интерфакс-АиФ», 12/96, «КоммерсантЪ-Daily» от 29.03.96, «Финансовые известия» от 4.04.96, 21.03.96, 26.03.96