Принуждение к компромиссу. Каковы главные риски и основные сценарии пенсионной реформы
«Тиражирование представления о России как о великой державе» и долгая пауза в серьезных преобразованиях привели к тому, что пенсионная реформа стала неприятным сюрпризом для политической системы.
Элита и широкие слои населения оказались не готовы к повышению пенсионного возраста, пишет РБК со ссылкой на доклад «Пенсионный прорыв: первые итоги», подготовленный экспертным фондом «Петербургская политика». Выдвижение проекта пенсионной реформы «стало серьезным и в целом малоприятным сюрпризом» для политической системы страны.
Неготовность общества к реформе обусловлена 13-летней паузой в серьезных преобразованиях, которых не было со времен монетизации льгот в 2005 г. Кроме того, помехой эксперты фонда посчитали «тиражирование представления о России как о великой державе» и распространение стереотипа о «всесилии» российского государства.
При подготовке пенсионной реформы не велась системная работа с общественным мнением, а сама инициатива не является консенсусной для власти и не имеет в ее ряда «публичного драйвера», пришли к выводу эксперты «Петербургской политики». Впрочем, у власти есть возможности, чтобы скорректировать проект.
Наиболее вероятный (40%) сценарий прохождения реформы — компромисс по инициативе власти. Президент Владимир Путин пока сохранит паузу в отношении к реформе, говорил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Другой вероятный сценарий — продавливание реформы с помощью всех властных институтов, адмресурса и манипуляции протестом. Но власть не хочет проводить шоковые действия, поэтому шансы такого варианта — 20%.
Сценарий принуждения обществом власти к компромиссу — те же 20%. Однако общество утратило традиции социального протеста, хотя людям по-прежнему необходимы стихийные выплески эмоций. В 15% оценивается вероятность компромиссной реформы в результате внутреннего разлома во власти. Всего в 5% «Петербургская политика» оценивает вероятность пересмотра реформы после того как закон будет принят.
Ключевые риски
Пенсионная реформа, как и монетизация льгот, разрушают у населения образ «социального государства», сказал РБК директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов.
Другие ключевые риски: контраст между вялым разъяснением реформы народу и взрывоопасным потенциалом общественной реакции, неочевидность мотивированности правительства на достижение успеха при продвижении реформы, дистанцирование президента от политической ответственности, перечислили «Ведомости». Пенсионная реформа может ударить сразу по всем поколениям, а власть, вместо того чтобы показать пример самоограничения, дает обещания без конкретной поддержки.