«Пришло время банковских альянсов»
— Олег Юрьевич, как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке банковских услуг в нашем регионе? Какие тенденции можно назвать определяющими? — В целом ситуация в банковской сфере региона, как и всей
— Олег Юрьевич, как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке банковских услуг в нашем регионе? Какие тенденции можно назвать определяющими?
— В целом ситуация в банковской сфере региона, как и всей страны, должна соответствовать логике экономического развития как такового. Эта логика предполагает адекватность банковского капитала промышленному. Когда мы говорим о росте экономики, то подразумеваем и возрастающие требования к ресурсам, ее обслуживающим. В нашей стране, когда сменялись экономические формации, была нарушена преемственность между планово-бюджетной системой финансирования народного хозяйства и вновь образованной двухуровневой банковской системой. Негосударственная банковская система, какая принята во всем мире, существует очень короткий срок. Промышленность же как была, так и осталась. Сейчас растущей, развивающейся промышленности требуются соответствующие ресурсы, обеспечивающие этот рост. Пришло время значительных и долгосрочных инвестиций. Но необходимых капиталов в регионах заведомо нет. Региональные банки не успели аккумулировать ресурсы, способные в полной мере удовлетворять потребности предприятий промышленной сферы. Зато подобные ресурсы имеются сегодня у ряда столичных банков.
— Но ведь московские и региональные банки, по сути, конкуренты, и московские финансовые структуры способны вытеснить со временем все региональные банки? Какие тут могут быть точки соприкосновения?
— Пока московские банки не смогли создать региональную сеть под свои нужды. И это тоже часть объективного процесса. Региональный банк не просто кредитная организация. Это некий установившийся — и вполне успешный — бизнес, отражающий взаимодействие финансовой организации с местными промышленными и властными структурами. Эти связи создавались не один год — уже, можно сказать, десятилетие. Ни одна московская структура сходу не сможет получить подобного преимущества. Она будет вынуждена проходить через этап адаптации к региональным условиям ведения бизнеса.
Существует цивилизованный, экономически обоснованный, выгодный путь, когда вхождение крупных банков в регион будет совершаться через соглашения, через совместный бизнес с региональными кредитными учреждениями. Это единственный путь, сохраняющий преемственность.
С другой стороны, когда крупный московский банк начинает сотрудничество с региональным банком, у клиентов появляются дополнительные возможности. В регионе увеличивается спектр предоставляемых услуг. Так сказать, московские возможности с доставкой на дом.
Должен возобладать обычный экономический прагматизм — то, что раньше было доступно только в центре, становится доступным здесь. Это касается не только кредитов. К примеру, становится возможным реализация заимствований через облигационные займы, эту цивилизованную форму привлечения средств. Региональные банки опыта такой организации не имеют. Московские же банки это умеют, но не всегда в состоянии охватить весь региональный рынок. Через некоторое время клиенты поймут и почувствуют, что это им выгодно. Это логика экономики, это часть общего объективного процесса.
По сути, подобная ситуация сложилась не только в банковской сфере. Практически все значимые промышленные предприятия вынуждены решать проблему вхождения в вертикально-интегрированные структуры общероссийского уровня.
— То есть, единственный путь развития региональной банковской системы заключается во взаимодействии с финансовыми структурами федерального уровня?
— Региональные банки должны понимать, что они уже достигли определенного предела своего роста. Теперь надо либо останавливаться и бороться за выживание, либо подниматься вверх. И единственный способ — это альянсы с более крупными банками. Кроме того, развитие любого банка требует значительных вложений, которые не под силу осуществить одному региональному банку самостоятельно. Банковский бизнес достаточно дорог. Дороговизна во многом определяется постоянной необходимостью совершенствовать банковские технологии и улучшать качество услуг, предоставляемых основному поставщику ресурсов — населению. Другой пример — наши региональные банки не имеют за рубежом серьезной кредитной истории и вынуждены отвлекать значительные ресурсы на выдачу гарантий для клиентов — промышленных предприятий. Взаимодействие с банками федерального уровня, повторюсь, значит — клиенты получат здесь те услуги, которые раньше они получали только в Москве. А клиент всегда выбирает более выгодное.
— Урало-Сибирский банк участвует в процессе интеграции бизнеса?
— Мы уже выбрали себе стратегического партнера и теперь находимся на этапе организации совместного бизнеса двух банков в интересах наших клиентов и акционеров. Логика перспективного развития экономики требует этого.