«Привезем Rammstein и Depechе Mode». Как «Екатеринбург-ЭКСПО» заработает ₽1 млрд в год
«Нам утвердили программу развития: к 2023 г., вне зависимости от Универсиады, МВЦ должен выйти на оборот в 1 млрд руб. Каждый год прирастаем примерно на 30%».
Международный выставочный центр «Екатеринбург-ЭКСПО», построенный посреди болота к самому первому ИННОПРОМу, за 10 лет значительно вырос, укрепился и готов принимать на своей площадке события мирового уровня. Саммит GMIS, прошедший здесь 9-11 июля, — яркий тому пример. Провести мероприятие стало возможным после того, как ввели в строй здание конгресс-центра. «Деловые возможности площадки мы уже показали. Скоро покажем возможности для концертов и спорта», — говорит генеральный директор МВЦ Игорь Данилов. В интервью DK.RU он рассказал, какие мероприятия и за счет чего хочет привлечь на площадку, сколько длятся переговоры со звездами, и что хорошего даст объекту Универсиада. А еще пообещал избавить «Екатеринбург-ЭКСПО» от пробок — во время международных выставок и многотысячных концертов.
В этом году с парковкой ИННОПРОМ была прямо беда: попасть на нее могли лишь избранные. Остальным приходилось толкаться в шаттлах или бежать за своим такси чуть ли не до «Рамады» или «Кольцово». Это — новая действительность «Екатеринбург-ЭКСПО»? Закрывать парковку будут на каждом крупном мероприятии?
— Ситуация с парковкой — одна из самых больных тем. Любая пробка — на въезде она или на входе, когда людей досматривают перед мероприятием, — негатив для всей площадки. При этом людям совсем неважно, по какой причине затор. Им просто некомфортно, а это значит, что в следующий раз они могут проигнорировать мероприятия — подумают, что снова будет пробка, и не поедут.
Ограничения этого года были связаны с приездом на GMIS первых лиц и требованиями служб безопасности. В итоге тех, кого пустили на парковку, было не так много.
Обещают, что парковка, на которую потратили дополнительные ₽2,5 млрд, не будет уходить под воду.
Вам, наверное, даже обидно: старались, делали, дополнительные деньги вгрохали… А она была полупустая. Зато не потонула, как каждый год до этого. Сколько потратили на спасение территории от ежегодного подтопления? И не уйдет ли парковка снова под воду?
— Инженеры перебрали миллион технических решений, чтобы понять, как на этой территории, которая изначально была болотом, сделать неподтопляемую парковку. Осушать участок нельзя: грунтовые воды подвижны, где-то что-то размоет — площадка перекосится. В итоге решили заменить часть грунта скальной породой. Уровень подняли в целом на метр. Плюс к этому сделали хорошую ливневку и водоотводной канал: в него уходит вся вода с подушки. Конечно, это добавило затрат: больше 2 млрд руб. ушло на новую парковку. Но оно того стоило: прошедшие ливни уже показали, что участок теперь не тонет.
Осталось избавиться от пробки на въезде во время крупных мероприятий...
— Этот вопрос мы тоже решаем. В ближайшее время начнем строить зону досмотра для автомобилей, она будет располагаться до въезда на парковку. Окончательно доделываем все въезды. Всего их три: основной, с Кольцовского тракта; еще есть дорога, которая соединяет площадку со старым Сибирским трактом, и выезд на ЕКАД — здесь надо все окончательно оформить на бумаге, потому что де-факто дорога существует, де-юре ее пока нет. Во время крупных мероприятий будем открывать все три въезда.
Вход в конгресс-центр оборудован большим количеством турникетов и несколькими интроскопами. Тут же расположены автоматические кассы — в них можно зарегистрироваться на мероприятие или купить билет. «5000 человек, на которых в максимуме рассчитан конгресс-центр, должны зайти в помещение без глобальных очередей. Уверен, никого держать на улице не придется», — отмечает Игорь Данилов.
«Праздник, о котором заговорят все»
За несколько недель до ежегодной промышленной выставки МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» ввел в строй новый объект — конгресс-центр. Возводили его два года, увеличив смету до 10 млрд руб. (вместе с обновленной парковкой). Объясняют такие расходы просто: город получил площадку, которая по качеству удовлетворяет технические райдеры самых требовательных мировых звезд. Строительство конгресс-центра было на личном контроле губернатора Свердловской области. По мнению Игоря Данилова такие рекордные сроки были бы невозможны без внимания и поддержки комплекса властями.
Перейдем к крупным мероприятиям. 30 августа вы официально открываете конгресс-центр. А GMIS — это было неофициально?
— Это два совершенно разных формата. На GMIS мы показали деловые возможности площадки. В конгресс-центре у нас 39 залов для таких мероприятий — 26 больших, вместимостью до 300 человек, и еще 13 более приватных, на 40-50 человек. Большие залы могут трансформироваться в площадки поменьше: каждый оборудован специальной перегородкой, которая не пропускает звуков и при этом легко ставится. Все, конечно же, оснащены аппаратурой, экранами. Кстати, на GMIS не было ни одного свободного помещения — везде шли заседания, совещания, дискуссии. «Пленарка», на которой выступал Путин, естественно, была в основном зале.
Этот зал действительно уникальный для России: тут стоит самое современное звуковое, световое оборудование, он может трансформироваться под конкретные мероприятия, вмещая от 2,5 до 5 тыс. человек. И здесь очень хорошая акустика. 30 августа мы это и продемонстрируем — концертом Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова.
Трансформируемый зал конгресс-центра вмещает от 2500 до 5000 человек
Примадонна, по-моему, выступает больше за рубежом, чем в России. Как вам удалось заполучить такую звезду?
— Было непросто. Начну с того, что это полностью наше мероприятие — никакие сторонние фирмы, которые обычно привозят артистов, здесь не участвуют. Все делали мы: от идеи и до воплощения.
Думать о том, как открыть конгресс-центр, мы начали года полтора назад. Прекрасно понимали, что это должен быть не просто концерт. Это — визитная карточка, которая должна всем показать уровень площадки. Мы говорим о качестве зала, качестве звука, возможностях для шоу. Что, как не классическая опера, может продемонстрировать это?! Так и родилась идея пригласить Анну Нетребко. Артисты такого уровня выступают в самых крутых мировых залах, в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, в Венской опере, в итальянской Ла Скала. В России Нетребко выступала только в Москве и Санкт-Петербурге.
Переговоры шли довольно долго. В первую очередь потому, что полтора года в графике примадонны — это короткий срок. Найти свободную дату было непросто. Два или три раза мы ее меняли: слишком много всего завязано в этом событии. Открытие конгресс-центра проходит при поддержке губернатора. Событие соберет и местную политическую, бизнес-элиту, и, конечно, высокопоставленных гостей из Москвы, Питера. Дата должна была устроить всех. В итоге сошлись на 30-м августа.
Согласование даты — это, по сути, уже рабочие моменты. Как удалось добиться главного — получить согласия на выступление?
— Одним из аргументов, который сыграл в нашу пользу, был как раз тот факт, что это не просто выступление, а открытие площадки действительно высочайшего уровня — и по качеству зала и звука, и по гостям, которые здесь соберутся.
Нам удалось, как вы сказали, «заполучить» и еще одну звезду — управлять Уральским филармоническим оркестром будет дирижер из Милана, Ядер Биньямини.
Билеты на открытие стоят бешеных денег — места в гранд-партере вы продаете за 49 тыс. руб. Покупают?
— За месяц до концерта большая часть зала уже раскуплена. Самых дорогих билетов, о которых вы говорите, осталось, может, полтора десятка. Более дешевые места уже почти раскуплены.
Концерт поддерживают спонсоры?
— Это естественно — на одних билетах такой бюджет не сделать. Все-таки это не просто концерт. Это открытие значимой для города, для региона площадки. Мы хотим, чтобы это был праздник, который западет в душу, о котором будут говорить. У нас предполагается бесплатный фуршет, достойное оформление.
Второй этаж конгресс-центра отдали под фудкорты — их количество зависит от масштаба мероприятия
А какой бюджет у этого концерта?
— Я не готов озвучить цифры, пусть это будет коммерческая тайна. По крайней мере, пока. Проведем, посмотрим, насколько корректно его озвучивать.
Кто же помог деньгами мероприятию?
— Спонсоров немного, трое. Это «Синара» — компания строила конгресс-центр и продолжает участвовать в его жизни уже таким образом. Наши соседи — «Сима-Лэнд» — тоже не смогли пройти мимо такого грандиозного события. К ним присоединится Сбербанк — договоренности уже есть.
Спонсоры — это же обычно про рекламу. Будете завешивать зал баннерами с названиями компаний? Или Анна Нетребко со сцены поблагодарит тех, «благодаря кому состоялся этот вечер»?
— Такого, конечно, не будет. Я могу повторить в сотый раз: это мероприятие высочайшего уровня. И компании, выразившие желание помочь в его организации, делают это совсем не для рекламы.
На четвертом этаже хотят открыть видовой ресторан. В первое время он будет работать только на мероприятиях. В дальнейшем, вероятно, станет отдельной точкой. Все возможности для оборудования ресторана высокого класса у конгресс-центра есть
Бокс, балет и бизнес-тренинг
Конгресс-центр — не единственная сцена в «Екатеринбург-ЭКСПО», готовая к приему звезд. Прошлой осенью в МВЦ с аншлагом прошел концерт Стинга, перед этим солд-аут был у группировки «Ленинград». «Уникальность МВЦ как раз в том, что мы можем проводить абсолютно любые мероприятия — от стадионного формата до переговоров на высшем уровне», — поясняет Игорь Данилов.
С открытием конгресс-центра понятно: после концерта Анны Нетребко вы рассчитываете на интерес и других звезд. Но чтобы информацию о новой крутой площадке узнали нужные люди, должно пройти время. Зал будет пустовать?
— У нас уже составлен довольно плотный график для конгресс-центра. Буквально сразу же за Нетребко и Эйвазовым пройдет «Встреча выпускников КВН». Это не рядовое выступление, а съемки программы «Первого канала». И это, к слову, тоже демонстрация возможностей нашей площадки. Где до сих пор проводились подобные съемки? Только в столице и в Сочи. А теперь — Екатеринбург.
Каких зрителей вы рассчитываете увидеть на этом выступлении? Имею в виду географию — это будут жители нашего города? Или ждете гостей из близлежащих мегаполисов — Тюмени, Челябинска, Перми?
— «Екатеринбург-ЭКСПО» и так собирал зрителей из этих городов: скажем, на уже традиционной ЭкспоЕлке значительный процент посетителей — из этих регионов и вообще всего Большого Урала. После запуска конгресс-центра география расширится. Если говорить о КВН, то, конечно, будет много гостей из Москвы, часть зрителей привезут с собой команды. Но вообще у Клуба много поклонников. Они поедут на шоу.
Следующее крупное мероприятие приведет зрителей из других стран: у нас пройдет чемпионат мира по боксу.
В этом году изменили фасад первого павильона: сделали его в одном стиле с конгресс-центром. В следующем году так же должны оформить остальные павильоны
В зале конгресс-центра?
— Именно. Это полностью трансформируемое помещение, мы уберем сцену, уберем кресла из гранд-партера и поставим там ринг. Мы уже проводили такое мероприятие в первом павильоне МВЦ, теперь проведем в конгресс-центре.
Исхак Адизес — бизнес-консультант — тоже выступит у нас это осенью. И тоже лишь потому, что новая площадка подошла под условия райдера.
Эти крупные и разноплановые события — классический оперный концерт, съемка для «Первого канала», массовый бизнес-тренинг, мировые спортивные соревнования — представят конгресс-центр со всех сторон.
Из более классических выступлений — балет «Спящая красавица» с примой-балериной Мариинского театра Дианой Вишневой. Это шоу смогло появиться в афише Екатеринбурга только благодаря новой площадке в конгресс-центре. Мы подошли по их техническим требованиям к глубине сцены, к ее оснащению.
Как будут задействованы другие площадки?
— Если говорить вообще обо всех крупных концертах на площадках МВЦ, не только конгрессника, у нас в этом году выступит БИ-2, пройдет творческий вечер Игоря Крутого — тоже, кстати, со звездным составом. Под Новый год будет выступление Полины Гагариной. В начале следующего года с новым ледовым шоу приезжает Cirque du Soleil. К слову, привезти их в Екатеринбург было очень непросто. Мы попросили у них технический райдер, убедились, что наш первый павильон подходит по всем параметрам. Пригласили, но они не поверили. Целый месяц их техники осматривали площадку, все проверяли. В итоге сказали: «Да, вы нам подходите». И в прошлом году дали здесь первое шоу. В январе 2020-го они привезут совершенно новую программу, с которой по России почти не ездят.
Гарик Сукачев со своим юбилейным концертом тоже выступает у нас. Это я говорю только о тех концертах, по которым уже подписаны контракты. А есть еще много событий в стадии переговоров.
Вас послушать — прямо нарасхват площадки.
— Просто одно выступление притягивает другое: те промоутеры, которые привозят кого-то в конгрессник, рассматривают и прочих возможности МВЦ для выступлений разных артистов. У каждого ведь свои требования: кому-то стадион нужен, кому-то классический зал. Мы и то, и то можем предоставить. В первом павильоне в этом году заканчиваем серьезную реконструкцию. Сделали здесь хорошую дозвучку — конечно, не как в конгресс-центре, но вполне себе на уровне. Даже если 20 тысяч человек придет — а столько в максимуме вмещает первый павильон, — все всё смогут услышать.
Деловая программа также насыщена?
— Различные выставки у нас проходят регулярно. В этом году, например, у нас пройдет открытие общероссийского World Skills. А к традиционному уже Форум 100+ присоединится Форум городов под эгидой ООН. Кстати, Форум 100+ уже достиг федерального статуса и мы рассчитываем что он превратится в строительный ИННОПРОМ.
Еще одно мероприятие, которое по масштабам можно сопоставить по масштабу с ИННОПРОМ — форум «Дорога». Это федеральное мероприятие под эгидой Минтранса РФ, экспоненты займут все павильоны. Мы гордимся, что смогли завести к себе «Дорогу»: одно дело. организовать и провести концерт — тут есть свои сложности, но как продукт этот сделать проще, чем крупное деловое мероприятие. Потому что все подобные события уже, как правило, имеют площадки. Чтобы вписать к себе какой-либо глобальный бизнес-форум в 2021-2023 гг., мы уже сейчас посылаем заявки, презентуем наши возможности.
С кем ведете переговоры?
— Со всеми, включая Dusseldorf Messe, Frankfurt Messe. Активно взаимодействуем с различными отраслевыми ассоциациями — и российскими, и зарубежными. В мире ежегодно проходят тысячи различных симпозиумов, конференций и прочих деловых мероприятий. На Россию приходится не более 4% от этого числа. Нам есть куда расти.
«У нас есть свой OctoberFest, более демократичный»
Привлекать на площадку мероприятия — будь то концерты мировых звезд или научные симпозиумы — основная, но не единственная задача менеджеров МВЦ. «Мы активно создаем собственные мероприятия, и количество их с каждым годом должно увеличиваться», — поясняет Игорь Данилов.
ЭкспоЕлка — первое мероприятие, организованное полностью МВЦ. Насколько удачен этот проект?
— В совокупности за все дни работы он дает больше посетителей, чем, скажем, ИННОПРОМ. Я могу точно сказать, что это уже не просто какое-то новогоднее представление, а бренд, который привлекает к нам не только екатеринбуржцев и жителей области, но и гостей со всего Большого Урала, включая ХМАО, ЯНАО, Башкирию, Пермский край. Я говорю сейчас не о тех, кто был в Екатеринбурге и пришел к нам на елку, а о тех, кто специально едет сюда на новогодние каникулы, чтобы посетить наши представления.
Какие еще крупные мероприятия организуете сами?
— У нас есть три уже традиционных, ежегодных события: ЭкспоЕлка и два фестиваля. Осенью мы проводим пивной фестиваль «Рыба. Дичь». Более двадцать пивоварен, напитки — на любой вкус. Большая гастропрограмма. Все это с музыкой, с развлечениями. За день фестиваль посещают около 5000 человек. Это как OctoberFest, только круче — такой девиз у нашего фестиваля. Круче —потому что он гораздо демократичнее, любой студент без шенгена может к нам попасть.
Еще один фестиваль — молодежный — ZRave. Он прямо совсем-совсем молодежный — на аудиторию от 16 до 23 лет. Электронная музыка, диджеи, световое шоу и все в этом духе. Мне это не очень близко, но наши менеджеры сказали, что такой формат соберет людей (и деньги). Мы провели его первый раз. Поняли, что действительно востребованная штука и сделали ежегодным событием.
В конгресс-центре есть вместительная VIP-зона — с отдельным входом и несколькими залами. Во время GMIS здесь располагался Путин
А деловые мероприятия?
— В апреле провели выставку «Калибр» — все для активного отдыха, охоты, рыбалки. Для первого раза очень хорошо прошло — за три дня собрали 7,5 тыс. человек. Участники все остались довольны, и уже бронируют следующий сезон. Причем, повторюсь, деловые мероприятия намного сложнее делать, чем развлекательные. Сам по себе формат выставки отмирает: людям неинтересно просто ходить по стендам. Нужна обширная деловая программа, нужны элементы шоу. В «Калибре» все это было: тест-драйвы разной техники, соревнования квадроциклов, а еще дискуссии, круглые столы, свой — тематический — фудкорт... Поэтому и прошло с успехом.
В такой же форме планируем провести осенью еще одно собственное мероприятие — выставку «Образование». Представим все — от программ для малышей до переквалификации. Плюс технические новинки, ПО и проч. Интерес у потенциальных экспонентов есть.
«Калибр» и «Образование» тоже станут ежегодными?
— Да, и появятся новые. У нас задача — добавлять по два крупных собственных мероприятия в год. Акционеры утвердили мне программу развития: к 2023 г., вне зависимости от Универсиады, МВЦ должен выйти на оборот в 1 млрд руб. Каждый год прирастаем примерно на 30%. В 2018 г. сделали 380 млн, план этого года — около 500 млн руб.
«Зарабатываем на допуслугах»
Сегодня 90% мероприятий, проводимых в МВЦ — арендные. Однако, по словам Игоря Данилова, аренда площадей дает не так много, как может показаться на первый взгляд.
Что выгоднее для площадки: организация собственных мероприятий или привлечение сторонних?
— С точки зрения «головной боли», наверное, провести стороннее мероприятие проще, чем организовать свое. А с точки зрения дохода выгодно и то, и другое. Аренда площадей не приносит даже 50% того оборота, который мы получаем при проведении какого-либо мероприятия. Основной источник дохода — сопутствующие услуги. Что-то входит в базовый пакет: охрана, клининг. Но чем крупнее мероприятие, тем больше «допов». Наши сопутствующие услуги: комплексная застройка площадей, кейтеринг, VIP-парковка, VIP-обслуживание, отдельный гардероб и так далее. Плюс к этому мы выполняем брендирование — зная свою площадку, можем предложить любые рекламные поверхности. Это отдельные деньги.
Дополнительно начали развивать собственную систему продажи билетов. Это очень серьезный дополнительный доход. Могу сказать, что в Крокусе» большая часть дохода идет именно с билетов. Пока мы будет продавать билеты только на собственные мероприятия, но в перспективе — и на другие площадки.
Универсиада как поможет развитию МВЦ?
— Во-первых, «Екатеринбург-ЭКСПО» станет главной площадкой соревнований — здесь пройдет открытие, здесь будут состязания по восьми или девяти видам спорта: настольный теннис, гимнастика, бокс и еще всякое. Для нас это большая ответственность, большая загрузка, большой трафик. И, соответственно — возможность заработать. Во-вторых, Универсиада даст импульс для развития всей территории вокруг МВЦ. И это гораздо важнее.
Что такое сегодня «Екатеринбург-Экспо»? Здание посреди болот. Единственный сосед — «Сима-Лэнд». К нам даже общественный транспорт пока не ходит. А когда здесь вырастет студенческий городок, когда построят Дворец водных видов спорта, возникнут новые точки притяжения.
В ближайшее время мы сделаем так, что сюда будет заходить автобусный маршрут — остановку уже построили. Универсида даст возможность завести полноценный общественный транспорт: трамвай, метро, фуникулер, в конце концов. Это сразу решит проблему с тем, как сюда добраться в дни мероприятий, а заодно разгрузит дорогу, уменьшит пробки — то, с чего мы начали наш разговор.
Вы лично о каком мероприятие мечтаете? Что хотели бы провести в МВЦ?
— Мне нравится привозить в Екатеринбург то, чего здесь раньше не было, то, что смогло появиться только благодаря нашей площадке. Если мне удастся привезти сюда Depeche Mode или Rammstein — я буду счастлив! Думаю, в ближайшее время это обязательно случится.
ФОТО: Игорь Черепанов/DK.RU
Беседовала Анастасия Фортуна