Приятные неожиданности. Почему рекламный рынок показал бурный рост в этом году
2017 год был интересным для рекламного рынка Екатеринбурга. Его итоги и планы на будущее мы обсудили с директором Рекламного агентства «Карась» Русланом Гарифуллиным.
- Руслан, российская экономика в целом в 2017 показывает рост – небольшой, но стабильный. Рекламный же рынок показывает куда более значительные результаты. Ваше агентство как участник рынка почувствовало это на себе?
- 2017 год, на мой взгляд, удивителен в целом. Рост рекламного рынка мы прогнозировали еще в прошлом году, но значительный рост большинства сфер наших клиентов стал неожиданностью в том числе и для них самих. Я предполагаю, по итогам года рынок в целом прирастет процентов на 14, а диджитал – на 22-25%
- Рост сферы повлиял на рост агентства?
- Если под ростом агентства предполагать оборот, то конечно, повлиял. Но даже при стагнации рынка мы бы оборот нарастили – агентству «Карась» три года, это период быстрого роста, без которого на этом этапе компании просто не выжить. Мы еще не достигли тех «финансовых запасов», без которых можно не прирастать в течение года. Если сравнивать с рынком, мы прирастаем раза в 3 быстрее.
- Быстрый рост - это тренд отрасли?
- Не могу сказать обо всех агентствах, просто потому, что не владею такой информацией. Надеюсь, что финансовый рост сопровождал всех участников сферы. Но ведь еще в начале года в Екатеринбурге закрылось несколько довольно известных агентств.
- На этом мы бы хотели остановиться подробнее. Абсолютно точно трендом стала передача клиентской базы и кадров закрывающегося агентства более крупному. Так было не единожды, в том числе и с вами. Чем это объясняется?
- В первую очередь тем, что закрывающееся агентство ничуть не меньше ценит своих клиентов и сотрудников. Главная забота собственника в это непростое для агентства время – не подвести, в первую очередь, своих работников, команду, которая складывалась годами. Вторая забота – качественно выполнить все обязательства перед клиентами. Я считаю, именно поэтому схема вливания команды в коллектив и единой передачи клиентов становится наиболее приемлемым вариантом. Мы, в свою очередь, получаем базу и профессионалов, которых самостоятельно готовили бы дольше. Это разговор исключительно об ответственности бизнесмена, которому чуть меньше повезло.
- А с точки зрения оформления сделки как этот процесс выглядит?
- Сегодня я не готов обсуждать ни агентство, которое обратилось к нам с предложением, ни условия сделки. Могу сказать одно – это было выгодно для обеих сторон.
- Если говорить о трендах в рекламной сфере, какие бы вы отметили как главные?
- Последние несколько лет самым популярным ответом на этот вопрос является «мобайл». Да, аудитория мигрирует в мобайл. Да, объемы растут. Это объективная неизбежность. Возможно, уже в 2018 «мобильный оборот» сравняется с десктопным. Но важнее то, что большинство агентств сегодня разобрались в особенностях и законах мобильной рекламы, чем сняли вопросы об ее эффективности, научились с ней работать.
- А если говорить о таком популярном сегодня термине как Big Data?
- Этому термину уже лет 10. И большие данные используются довольно давно. Просто по особой тенденции этот термин появляется на конференциях, и воспринимается как ноу-хау, качественный прорыв. Однако самые крупные владельцы Big Data – это собственно поставщики, интернет-ресурсы. И сегодня каждый показ в интернете совершается с использованием этих данных. Если же говорить о привычном для всех значении Big Data как внешних данных об интересах аудитории вне сети, то да, сегодня их используют гораздо чаще. И я думаю, это тоже растущий тренд. Другой вопрос – насколько эти данные релевантны, и какие из них действительно повышают эффективность рекламы.
- Какие еще тренды на рекламном рынке, чего ждать от 2018 года?
- Говоря о перспективах сферы, нельзя руководствоваться только инструментарием. Все-таки клиенту не нужны инструменты рекламы, им нужен результат. А он складывается из массы нюансов. Главным из них, разумеется, является поставщик и его взаимоотношения с другими участниками рынка. И вот с этой точки зрения я жду качественного скачка в следующем году. Начало положено уже в этом, и связано оно с открытием в Екатеринбурге уральского отделения Ассоциации коммуникационных агентств России. АКАР-Урал, в который мы вошли одними из первых, - это очень важный гарант цивилизованных и регламентированных отношений между всеми участниками рынка. Уже на сегодняшний день сделано очень много – комитет по исследованиям сформировал список рекламных агентств Екатеринбурга. Это очень важный шаг, который облегчит жизнь клиентам при выборе агентства. Образовательный комитет сформировал и реализовал курс для студентов специальностей «Реклама» и «Маркетинг» «АКАР-Практикум», призванный решить проблему кадрового голода. Комитет по работе с клиентами формирует законы и правила, по которым рынок будет жить много лет. Комитет по мероприятиям формирует план специализированных конференций и заводит в Екатеринбург региональные этапы профессиональных премий. Это гарантирует скорый и резкий профессиональный рост наших агентств.
- Сколько агентств на сегодняшний день вошли в АКАР-Урал?
- Чуть меньше 20. Плюс у нас есть агентства-члены федеральной Ассоциации.
- Как выстраивается работа? Ведь вы все конкуренты.
- Конкуренты мы за пределами АКАР-Урал. Там мы боремся за клиентов, за кадры и деньги. Но в рамках этой организации мы все – равноправные партнеры, задающиеся одинаковыми целями: повысить экспертность сотрудников, обезопасить себя при взаимодействии с государственными структурами, повысить статус профессии и т.д. У нас гораздо больше точек соприкосновения, чем могут подумать наблюдатели со стороны.
- Не раз уже прозвучала тема кадрового голода. Он что, настолько силен?
- Это вопрос для отдельного большого обсуждения. Отвечу кратко: сегодня он просто катастрофичен. С одной стороны, на рынке огромное число претендентов, с другой – профессионалов среди них найти очень трудно. Понимаете, реклама – это сфера, в которой не разбирается только ленивый. Но вот уровень этого «разбирательства», как правило, стремится к нулю.
- Конкуренты «хантят»?
- Еще полгода назад сказал бы, что не встречался с такой проблемой. Но сегодня – да, хантят. Другой вопрос – как это делают, и как на это реагируют твои сотрудники. Совсем недавно наш ведущий специалист получил в социальной сети сообщение «Вы, конечно, работу сейчас не ищете, но мне понравился ваш блок на сайте. Не хотите ли рассмотреть вопрос трудоустройства?». Сотрудник, конечно, со смехом заявил, что тот, кто пишет слово «блог» с ошибкой – не самый надежный работодатель. Но мы задумались. Действительно, РА «Карась» обладает таким штатом сотрудников, что каждого из них с удовольствием заполучило бы почти любое агентство.
- И что вы предпринимаете для сохранения команды?
- А что я могу предпринять, кроме предоставления комфортных условий труда, хорошей зарплаты и интересной работы? Это и предпринимаю.
- Если подвести краткий итог 2017 – что было самым лучшим?
- Каждый день работы с этой командой. Мы каждый день приобретаем опыт, наращиваем экспертизу и развиваемся. И за это я благодарю каждого сотрудника нашего агентства.
- И напоследок о планах на будущий год.
- Не останавливаться в развитии. А также выйти в область премий и рейтингов. Для этого у нас есть абсолютно все.