«Проблема в раздутых инвестициях»: Дмитрий Углов, Da-Mart.ru — о кризисе онлайн-магазинов
Большинство крупнейших интернет-магазинов России нарастили убытки. Участник рынка e-commerce из Екатеринбурга полагает, что их погубили чрезмерные инвестиции: «нераздутые» компании кризиса не ощутили.
Рост убытков крупных интернет-ритейлеров — характерная черта российского рынка последних лет, отмечает газета «Известия». И приводит данные по крупнейшим игрокам: так, в 2013 г. интернет-магазин Ozon.ru (ООО «Интернет Решения») нарастил выручку на 1 млрд руб. — до 7,4 млрд, но вырос и убыток компании — с 610 млн руб. в 2012 г. до 619,7 млн руб. (данные СПАРК). В 2011 г. чистый убыток Ozon.ru составлял 211 млн рублей.
Ежегодно потери растут и у «Викимарта» (основатель — Максим Фалдин): в 2010 г. компания при выручке 6,7 млн руб. получила убыток в 18 млн, в 2012 г. выручка составила больше 272,6 млн руб., чистый убыток достиг отметки в 320 млн руб. Впрочем, данные «Викимарта» за 2013 г. еще недоступны, добавляют «Известия». Как нет и достоверной информации о рентабельности интернет-магазина «Юлмарт» (основатели — Дмитрий Костыгин и Август Мейер): недавно компания объявила, что ее выручка в 2013 г. перевалила за $1 млрд, не раскрыв данных о чистом финансовом результате.
Выручка в прошлом году у «Сотмаркета» (основатель — Всеволод Страх) выросла по сравнению с 2012 г. на 2%, до 2,8 млрд руб., чистая прибыль в 18,8 млн руб. сменилась убытком на 70,1 млн руб. Чистые убытки магазина Enter.ru (основатель — Максим Ноготков) более чем удвоились, до 4 млрд руб. (с 1,8 млрд руб. в 2012 г.), выручка выросла с 2,6 млрд руб. до 6,3 млрд руб. У KupiVIP (основатель — Оскар Хартманн) прошлый год тоже окончился в минусе: убыток составил 530 млн руб. при выручке 3 млрд руб. — против 1,7 млн руб. прибыли и оборота в 54,4 млн руб. годом ранее.
Не все крупные игроки страдают от тех же симптомов, продолжают «Известия», приводя в пример интернет-магазины Lamoda.ru и «Холодильник.ру». Первый — зафиксировал прибыль в 2,8 млрд руб. с выручкой 5,3 млрд руб. (данные СПАРК). Но такой результат можно объяснить тем, что в 2013 г. инвесторы вложили в проект $130 млн (эти средства планировалось направить на операционную деятельность). В отчете Lamoda.ru за 2013 г. зафиксированы «прочие доходы» в размере 4,5 млрд руб. — без их учета компания тоже оказалась бы в убытках.
Чистая прибыль второго, «Холодильник.ру», в 2013 г. составила 154 млн руб. — на фоне выручки в 10,2 млрд руб. Здесь «прочие доходы» за год подскочили со 183,3 млн руб. в 2012 г. до 376,2 млн руб. в 2013 г., подчеркивает издание.
Дмитрий Углов, генеральный директор екатеринбургского интернет-магазина Da-Mart.ru, не видит ничего странного в том, что крупнейшие игроки отрасли наращивают убытки. Их бизнес-модели изначально убыточны, полагает он: эти компании живут за счет постоянных вливаний инвестиций.
«Речь — о «раздутых» инвестициями проектах. Не секрет, что некоторые компании «живут» за счет постоянных вливаний инвестиций в их компанию, при этом их бизнес-модели изначально убыточны, и весь расчет идет на то, что когда-нибудь они смогут поднять цены на товары и использовать ту клиентскую аудиторию, которую они уже накопили за время, пока работали по убыточной схеме. Но вливая ежегодно крупные инвестиции, компания уходит глубоко в минус, и шансов выйти на прибыль в ближайшие 10 лет нет: компания будет ежегодно привлекать новых инвесторов, таким образом оставаясь на плаву. «Мыльный пузырь» когда-нибудь должен лопнуть, так как инвесторы начинаю понимать, что они не могут вернуть назад свои деньги и тем более заработать, а новые инвесторы, видя ситуацию, не подписываются на такие риски — и такие компании начинают постепенно банкротиться или, как вариант, создавать холдинги, продаваться и т.д.», — отмечает г-н Углов.
Da-Mart.ru не ощущает подобных проблем, продолжает он:
«Будучи локализованным городским проектом, наша компания не ощущает данных проблем, а наоборот посещаемость, популярность — следовательно, выручка и прибыль компании увеличивается достаточно высокими темпами по отношению к офлайн торговле. Но наш проект был создан на собственные деньги, без привлечения сторонних инвесторов, и на данный момент проект обеспечивает себя сам. Однако и темпы роста проекта не такие большие, например, при текущих доходах компания не может в короткий срок осуществить экспансию в другие регионы, а привлекать крупные инвестиции и становится очередной «раздутой компанией» нам не хочется. Для нас важнее постепенный рост компании, пусть не такой быстрый, но зато фундаментальный».
По его словам, назревшая проблема затрагивает не только e-commerce, но и интернет-рынок в целом.
«Я не считаю, что это связанно именно с интернет-торговлей как таковой. Просто так сложилось, что интернет-проекты — это одна из самых молодых отраслей, в которые инвесторы с охотой вкладывали и вкладывают деньги. Как и в любой другой сфере, проекты бывают неудачными, а следовательно им ничего не остается, как привлекать все новые и новые инвестиции — до тех пор, пока «пирамида» не рухнет», — заключил эксперт.
По данным «Яндекс.Маркет», в Екатеринбурге и Свердловской области работает 6,7 тыс. интернет-магазинов. Средняя посещаемость 8 крупнейших локальных магазинов составляет 84 тыс. человек в месяц. При этом наиболее посещаемыми среди локальных игроков являются магазины бытовой техники (на них пришлось 62% посетителей), тогда как среди федеральных игроков популярностью пользуются компании со смешанным ассортиментом (64% посетителей). Читайте рейтинг крупнейших интернет-магазинов Екатеринбурга на портале DK.RU.