Проблемы уральских автотрасс решат мультимодальными перевозками
Областные власти бьют тревогу: тотальная перевозка тяжелых грузов автотранспортом стала серьезной проблемой для дорог. Уральские логисты предлагают выход — переход на мультимодальные перевозки.
Региональное министерство транспорта и связи обеспокоено: рынок грузовых перевозок неравномерно распределен между различными видами транспорта. Около 80% перевозки грузов в стране осуществляется с помощью автотранспорта, и только 15% приходится на железную дорогу. По рельсам товар чаще всего транспортируется туда и обратно в направлении Дальнего Востока. В европейской части страны грузы практически всегда транспортируются по автодорогам.
«Тотальная перевозка тяжелых грузов автотранспортом давно стала серьезной проблемой, решить которую пока не удается. В Свердловской области сложности создает перевозка сыпучих инертных грузов в северном направлении. Перевозчикам удобнее пользоваться автотранспортом, но на трассах есть ограничения по тоннажу автомобилей. Многие, пытаясь сэкономить, не соблюдают эти правила. По трассам с ограничением провоза груза в 12 т ездят машины с грузом до 60 т. Это наносит огромный урон дорожному полотну: дорога «проседает», на трассах появляются выбоины и «желоба». И даже штрафы, взятые с уличенных в нарушении перевозчиков, не перекрывают стоимости ремонта дорог», — комментирует главный специалист отдела развития транспорта министерства транспорта и связи области Дмитрий Пономарев.
В регионе для мониторинга нарушений автоперевозчиков установлены восемь пунктов весового контроля, однако полностью проблему они не решают. По словам участников рынка, выходом может стать увеличение использования объемов железной дороги.
«Как только железная дорога увеличит скорость грузовых перевозок, ряд перевозчиков перейдет на этот вид транспорта, особенно на дальние расстояния. В идеале в системе грузовых перевозок соотношение железнодорожного и автомобильного транспорта должно выровняться до соотношения 50% на 50%», — убежден Валерий Денисов, директор по развитию ГК «Оборонснабсбыт» (имеет в своем составе контейнерный терминал «C.I.T.»).
По мнению представителей логистического сообщества, наиболее удачной в российских условиях могла бы стать схема мультимодальных перевозок — последовательной транспортировки грузов в одной и той же единице (к примеру в крупнотоннажном контейнере), с перевалкой его в пути на различные виды транспорта. Или самая простая бимодальная перевозка, когда основную часть пути груз может преодолевать по железной дороге, а на оставшемся небольшом отрезке перегружать товар на автотранспорт. Г-н Денисов поясняет: это позволит снять нагрузку с автомобильного полотна и уменьшить уровень загрязнения окружающей среды: железнодорожный транспорт — более экологичный вариант:
«Если скорость грузовых перевозок железнодорожным транспортом дойдет хотя бы до 50-60 км/ч, то он сможет конкурировать с автотранспортом и на расстояниях до 1 тыс. км».
Пока средняя скорость перевозки грузов по всем железным дорогам страны не дотягивает до 10 км/ч. По прогнозам участников рынка, ситуация вскоре должна измениться: принятая федеральная программа развития транспортной системы России до 2020 г. предполагает развитие новых стандартов перевозки грузов по железной дороге, согласно которым скорость должна увеличиться до 980 км/сутки. Процесс перехода уже начался: переговоры с представителями железнодорожной отрасли об уменьшении сроков перевозки грузов ведут многие транспортные компании. Кроме того, силами нескольких компаний недавно был запущен контейнерный состав направлением Москва — Екатеринбург. В перспективе проект должен стать полноценным грузовым поездом.