Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Продать банк, чтобы строить

Насколько я знаю, вы контролировали 70% Уралфинпромбанка. В итоге продали только свою долю? — Нет, продано 100% банка. Остальные 30% принадлежали менеджменту — команде, с которой я работал 15 лет.

Илдар Губаев продал Уралфинпромбанк — предпочел финансовому бизнесу девелоперский. По его словам, сегодня — удачное время строить. А развивать региональный банк, который не аффилирован с крупной ФПГ, в ближайшие годы бесперспективно. Против играет как экономическая, так и политическая ситуация в стране.

Насколько я знаю, вы контролировали 70% Уралфинпромбанка. В итоге продали только свою долю?
— Нет, продано 100% банка. Остальные 30% принадлежали менеджменту — команде, с которой я работал 15 лет. Оставить миноритариев с акциями при условии, что контрольный пакет саккумулирован в руках нового владельца, значит существенно понизить стоимость их доли. В принципе для этого достаточно продать 51%. И я не мог поступить так со своими людьми. Поэтому 100%-я продажа была для меня принципиальной, это было одним из основных условий договора. Кроме того, у меня бессрочный контракт на посту председателя совета директоров Уралфинпромбанка, менеджмент тоже остается.
Кто покупатель?
— Крупная московская группа, у которой очень серьезные планы по развитию банковского бизнеса в регионе.
В банковском сообществе уверены, что ваш банк купил Руслан Гусаев1.
— Да, это так.
В июне он купил у Олега Гусева банк «Монетный дом». Можно предположить, что параллельно г-н Гусаев вел переговоры с вами.
— Вы правы. Руслан— бывший работник ЦБ, ему было не сложно вычленить наиболее крепкие банки в регионе. Предложение поступило мне и Олегу одновременно. Но тогда я отказался.
Почему?
— Так получилось. В принципе мы могли быть и первыми Может быть, потому, что «Монетный дом» тогда был более подготовлен к сделке, может быть, я не сразу дал согласие, посчитав, что момент неподходящий
А может быть, вы хотели посмотреть, как пройдет сделка у Олега Гусева? Так сказать, проверить серьезность намерений г-на Гусаева?
— Может быть. Согласитесь, это тоже вес­кая причина.
За сколько вы продали банк?
— Банк был продан по рыночной цене.
Аналитики говорят, что сегодня крепкий региональный банк стоит два капитала. В случае с Уралфинпромбанком цена может составлять 1,4 млрд руб. Эту цифру вы имеете в виду под рыночной стоимостью?
— Пусть это будет вашим предположением. Я не могу называть сумму.
Как вы распорядитесь деньгами?
— Я погашу кредиты по своим девелоперским проектам. Это ЖК «Адмиральский», ТРЦ «Фан Фан». Кроме того, мне нужны деньги на совместный проект с «Атомстройкомплексом»— строительство «Адмиральского-2» уже началось2. Еще есть проект жилого комплекса на противоположном берегу Исети. Еще я хочу построить в Екатеринбурге пять продуктовых рынков — по одному из них проект готов, остальные в работе. В общем, есть куда деньги вложить.
Вы считаете, что кризис на рынке недвижимости пройден, раз собираетесь инвестировать все вырученные средства?
— Я думаю, что сейчас благоприятный момент для строительства жилья экономкласса. Кризис— «холодный душ» для девелоперов. Главный вывод, который я сделал за последние два года,— строить надо, если в проекте у тебя минимум 60% собственных средств.
Ровно год назад в интервью «ДК» вы говорили, что вам комфортно строить, кредитуясь в собственном банке плюс заимствуя дополнительно, скажем, в Сбербанке.
— Уже тогда я не был в этом абсолютно уверен. Рынок изменил мои надежды. Кредитовать себя под 15% мне невыгодно, и даже если брать деньги в федеральных банках, например, под 12-13%, то все равно обслуживать кредит слишком дорого, проценты съедают всю прибыль— получается работа ради работы. Строительный цикл длится три года, плюс, грубо, год на завершение продаж, возврат всех инвестиций. Все это время ты должен платить, по сути не имея дохода. Кредитоваться есть смысл, когда ты выводишь дом на высокую стадию готовности. Деньги дают с большой охотой, ставки минимальные, кредит «размазывается» на собственные вложенные средства, и общая цена долга становится незначительной. Покупатель охотнее доверяет свои деньги, когда видит, что объект практически готов, включается мультипликатор, и я могу обслуживать кредит из дохода.
Вы рассчитываете, что в 2011-2012гг. в Екатеринбурге возникнет дефицит готового жилья и обеспечит вам быстрые продажи?
— Так сейчас многие говорят. Но я не исхожу из этих предположений. Во-первых, подавляющее большинство девелоперов и застройщиков невыносимо закредитованы. Я знаю всего 3-4 компании, у которых есть свои деньги, чтобы строить быстро, много и качественно. Академический я не беру в пример, потому что мне до сих пор непонятно, как этот район повлияет на рынок Екатеринбурга. Слишком много вопросов к местоположению, инфраструктуре, целевому потребителю и качеству. Во-вторых, я вижу, как Екатеринбург развивается, притягивает жителей областных городов и северян. Здесь отличный аэропорт, работают 24 иностранных консульства, строятся инфраструктурные и деловые объекты. Город растет, ему нужно жилье. В-третьих, сейчас как никогда низкая стоимость стройматериалов, и все подрядчики работают за минимум.
Тем не менее оставить банковский бизнес ради девелоперского— парадоксальное решение. Сегодня именно банкир— главный на этом рынке, и доля банков в стройке только растет.
— Ну смотрите, деньги на стройку есть? Есть. Готовый дом продам? Продам. Оборачиваемость капитала три года? Да. Риски минимальные? Минимальные. До кризиса застройщики зарабатывали до 100%, в кризис— 10%, сегодня, если не жадничать, я заработаю 25-40%. Нормальный бизнес.
А в банке?
— В региональном банке сейчас доходность 8-15% (в зависимости от методики подсчета), в федеральных— еще ниже. Это хороший бизнес, но долгосрочный, способный нормально расти в условиях стабильной конъюнктуры. Но сегодня я не вижу перспектив развития регионального банка, не связанного с крупной ФПГ.
Почему?
— В прошлом номере вашего журнала я увидел фразу «несмотря на явные признаки улучшения экономической ситуации, многие компании предпочитают все так же откладывать развитие бизнеса до лучших времен». Полностью с ней согласен. Предприниматели не понимают стратегию развития страны. Предприниматели ждут. С кем расти? УГМК, как и любое другое крупное предприятие, не придет ко мне за кредитом— возьмет в своем банке или в Сбербанке. Ядро заемщиков Уралфинпромбанка— малый и средний бизнес, и я не знаю, кого кредитовать. Они отложили развитие, они работают на стабильность. Что я могу предложить им со своей экономикой и возможностью рисковать? 16% годовых? Сегодня в госбанке можно взять под 13%.
И сколько, по-вашему, придется ждать?
— Скорее всего, еще полтора года— до выборов президента. Я, может быть, чего-то не понимаю, но в кризис для малого и среднего бизнеса не было сделано практически ничего. Ни по финансовой, ни по административной поддержке. Хоть этот сектор и платит больше всего налогов в бюджет. Накануне выборов проводить какие-то реформы вряд ли будут. Потому что они, как правило, сопряжены с непопулярными мерами, которые всегда приводят к потере электората.
1 Руслан Гусаев семь лет проработал в ГУ ЦБ по Дагестану, его последние должности в коммерческих структурах: вице-президент КБ «Юниаструм Банк», зампредправления казанского банка «АК БАРС». В феврале г-н Гусаев с партнерами купил ростовский Донбанк, а в июне— банк «Монетный дом», принадлежавший Олегу Гусеву. Подробнее о сделке см. «ДК» № 21 от 7 июня 2010 г.
2 Подробнее о девелоперских проектах Илдара Губаева см. «ДК» № 34 от 21 сентября 2009 г. и № 31 от 6 сентября 2010 г.

Чем владеет Илдар Губаев
Завод «Тизол»
ТРЦ «Фан Фан»
ЖК «Адмиральский»
Фитнес-клуб «Адмиральский»
Фитнес-клуб «Фитнес-Фан»
Развлекательный комплекс в ТРЦ «Алатырь»
Ресторан «Апшерон»
Ресторан El Gusto
Источник: «ДК».
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.