Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Продажи пошли на обгон

Екатеринбуржцы провели прошлый год в очередях за автохитами, столкнувшись вдобавок с ростом ставок по автокредитам. Но все это не помешало региональному авторынку показать рекордный рост.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2011 г. продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России составили 2,6 млн машин – на 39% больше, чем годом ранее. Как сообщают аналитики агентства «Автостат», первое полугодие 2011 г. регионы УрФО закончили с масштабным ростом в 91,5%, обогнав общероссийские показатели почти вдвое. Екатеринбургский городской комитет по товарному рынку, отчитываясь летом о росте рынка, также обнародовал внушительные цифры: за семь месяцев 2011 г. автодилеры выручили 5251, 9 млн руб. (против 1188,4 годом ранее). Как уточняют в агентстве «AutoDealer-Екатеринбург», по итогам 2011 г. в городе было продано 85088 новых легковых автомобилей – плюс 60% к 2010 г. При этом только в декабре салоны реализовали 8444 машины – вдвое больше, чем годом ранее. Предыдущий рекорд был установлен в июне, когда в Екатеринбурге продали 8142 новых авто. В итоге город стал пятым в России по объему продаж - после Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Казани.

Ставка на кредит

По словам участников регионального рынка, уверенный рост был ожидаемым. Но выйти на докризисный уровень в 2011 г. не удалось. «Чтобы вернуться к показателям 2008 г., продажи должны были вырасти на 83%», - комментирует директор филиала в Уральском регионе  ГК «Независимость» Константин Кудрявцев, ссылаясь на данные «Автостата». По его словам, в 2011 г. рынок рос за счет отложенного спроса, относительного восстановления экономики, программ льготного кредитования и утилизации старых машин. А уровень автокредитования в Екатеринбурге практически достиг предкризисного показателя – в среднем чуть ли не каждая вторая машина продавалась с помощью займов. «Наша компания реализовала в кредит порядка 30% новых авто», - уточняет г-н Кудрявцев.

Гендиректор автохолдинга «Оками» Вадим Менаджиев соглашается: финансовые учреждения предлагали выгодные условия – а это сказалось на росте продаж у дилеров. «В 2011 г. в наших автосалонах средний процент купленных в кредит автомобилей составил 35%. Высокие показатели у BMW – примерно половина авто этой марки были куплены с помощью займов. А самые низкие - у Porsche: клиенты предпочитают покупать такие машины без помощи банков», - говорит г-н Менаджиев. Он добавляет: одним из трендов прошлого года стало появление большого числа специальных кредитных программ от импортеров – с более выгодными, чем в банках, ставками. «Например, по программе Mitsubishi Finance можно приобрести автомобиль со ставкой 0,9% годовых, у Nissan Finance – от 2,9%. Если в 2012 г. эта тенденция продолжится, число купленных в кредит авто будет расти», - убежден Вадим Менаджиев. Г-н Кудрявцев опасается, что в дальнейшем рассчитывать на банки вряд ли удастся: «Большинство повысили процентные ставки в конце 2011 г. А в условиях экономической неопределенности банки могут ужесточить и требования к заемщикам».

Финансовые эксперты пока успокаивают: прогнозируют автокредитованию дальнейший рост. Как пояснил зампред Уральского банковского союза Евгений Болотин, ставки по автомобильным займам выросли во втором полугодии 2011 г. и в долгосрочной перспективе должны снижаться. «Рост предрекают аналитики. Они отталкиваются от того, что Свердловская область - регион экспортоориентированный, он крайне чувствителен к ситуации на мировых рынках. В Европе экономика нестабильна, и это отразится на продукции свердловских предприятий – покупать ее будут хуже. Значит, и люди будут получать меньше, и откладывать покупку машин, - поясняет г-н Болотин. - Но в этой логике ставки должны падать, и этот процесс может начаться в 2012 г.». Директор уральского филиала РайффайзенБанка Виталий Милованов согласен: существенного роста ставок в 2012 г. не ожидается. «По сравнению с прошлым годом они и так находятся на довольно высоком уровне. Банки работают в высококонкурентной среде, увеличивать ставки сейчас невыгодно. Но и их снижения не обещаем», - комментирует г-н Милованов. По оценке представителя автоцентра «Хонда на Новосибирской» Алексея Богача, в 2012 г. объем продаваемых в кредит авто массового сегмента может достигать 75%: «Несмотря на завершение программы льготного автокредитования, банкам пока невыгодно ужесточать условия выдачи ссуд. Дефицита ликвидности у финансовых учреждений пока нет. Ставки в первом полугодии вряд ли вырастут больше чем на 0,5-1,5%».

Очереди держатся на нескольких автохитах

В 2011 г. изменились только объемы продаж, а их структура осталась прежней. В абсолютном зачете лидируют автомобили Lada - благодаря госпрограмме по утилизации старых машин ее дилеры смогли увеличить продажи новых. «Мы в ситуации естественного роста рынка легковых автомобилей. И программа утилизации не влияет на его темпы. Безусловно, уменьшится спрос на отечественные машины, но эту нишу займут новые недорогие иномарки, созданные специально для России», - считает Вадим Менаджиев. Константин Кудрявцев добавляет: как и в 2010 г. наибольшие продажи в Екатеринбурге показали бренды Chevrolet, Toyota и Hyundai. Но конкуренция марок в массовом сегменте в прошлом году усилилась – из-за выхода новых моделей и обновления модельного ряда. В целом, все отмечают ажиотажный спрос на народные авто - Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Kia Rio. Как поясняет гендиректор ГК «Автобан» Анатолий Бартенев, такие автохиты, за которыми выстраиваются очереди, рынок рождает каждый год. «Причина в относительно невысокой стоимости для машин такого уровня – до 700 тыс. руб. За эти деньги можно получить все технические качества, которые раньше были доступны только для автомобилей бизнес-класса», - комментирует г-н Кудрявцев.

Вадим Менаджиев отмечает, что наибольшую динамику показали появившиеся в 2011 г. новые Ford Focus и Hyundai Solaris, а также уже зарекомендовавшие себя Nissan Qashqai и Toyota Rav4. «Предполагаем, что и в 2012 г. спрос на эти автомобили останется на высоком уровне», - прогнозирует он. По словам Алексея Богача, купить автомобильные хиты в 2011 г. в хороших комплектациях было невозможно. Да и сейчас относительно дешевых машин в базовой комплектации (до 800 тыс. руб.) в свободной продаже практически нет. «Абсолютный хит прошлого года, Hyundai Solaris, по-прежнему бьет рекорды очередей. Емкость этого ценового сегмента очень высока, и ограничена лишь возможностями автопроизводителей», - поясняет г-н Богач. И добавляет: в 2011 г. производители вели себя излишне осторожно, и квоты дистрибьюторам определили существенно заниженные. «Уже в III квартале было очевидно, что к концу года в большинстве сегментов свободных машин не останется. Исключение составили только автомобили ценой от 1 млн руб. и выше: такие машины 2011 г. выпуска сегодня можно купить по крайне выгодной цене», - говорит Алексей Богач.

Как отмечают участники авторынка, в 2011 г. меньше ждать приходилось авто средней ценовой категории. «Срок ожидания составлял 2-3 месяца. Если раньше покупатели были готовы ждать и дольше, то сейчас они этого не хотят, и при случае переключаются на автомобили других марок и моделей», - говорит Вадим Менаджиев. Эксперты также отмечают, что в 2011 г. значительно вырос интерес екатеринбуржцев к автомобилям премиум-сегмента: так, продажи Cadillac увеличились с 24 до 143 авто, Land Rover - с 58 до 363. Аналитики АЕБ связывают повышение спроса на дорогие марки со стабилизацией экономики, однако региональные автодилеры не согласны. «Текущие события в Европе и США дают понять, что стоимость денег переоценена. Поэтому люди активнее вкладываются в нечто ощутимое – дорогую недвижимость, автомобили», - считает Алексей Богач.

Цены на новые машины в 2011 г. выросли незначительно. По словам Константина Кудрявцева, повышение составило порядка 2-5%, и в 2012 г. возможно увеличение цен в этих же пределах. Участники авторынка уточняют: стоимость автомобилей растет регулярно, примерно раз в квартал. В прошлому году в разных ценовых сегментах рост составил от 5 до 15%. В 2012 г. картина будет схожей, причем подорожания машин в салонах следует ожидать к осени.

Москвичи пошли в наступление

О планомерном восстановлении рынка говорит и тот факт, что в 2011 г.  Екатеринбург не потерял ни одного автоцентра. Тогда как в 2010 г. закрылись салоны «МС» на ул. Машинной, «Лада-Екатеринбург» на Черняховского, «Уральские автомобили» на пр. Космонавтов и «Автосан» на Гурзуфской. По словам главного специалиста комитета по товарному рынку горадминистрации Натальи Райской, в 2011 г. в Екатеринбурге начали работу четыре автосалона: BMW на ул. Металлургов, «Авто-лидер» на Шефской (за счет реконструкции), Infinity на Космонавтов-Мельковской и СТО «Уральские автомобили». «На 2012 г. запланировано открытие автоцентра Hyundai в Верх-Исетском районе и Renault – в Чкаловском», - сообщила г-жа Райская.

Как говорят автодилеры, двумя салонами список не ограничится. Так, по словам Вадима Менаджиева, на начало года запланировано открытие автоцентров «Авантайм Citroen» и «Автобан Renault». «Возможно, в течение года произойдет еще несколько открытий, но пока они широко не анонсируются», - комментирует он. Кроме того, несколько недель назад второй дилер марки Jaguar в Екатеринбурге – автоцентр «Британия» объявил о старте продаж люксовых авто. По словам директора по продажам Jaguar Land Rover Россия Алексея Шилыковского, на 2012 г. перед дилером поставлен четкий план – увеличить реализацию в два раза (до 40 авто в год). При этом по новой стратегии ускорения внедорожники Land Rover будут продаваться на одной площадке с седанами Jaguar – это должно помочь выполнению планов.

Как полагают специалисты, появление сразу двух автоцентров Renault – «Автобан» в Березовском и Lucky Motors на ул. Селькоровской – позволит автопроизводителю увеличить долю на рынке Екатеринбурга с 5,5% до 6,5%. Кроме того, есть предположения, что дилерский контракт по Renault может получить также ГК «Независимость».

Участники авторынка отмечают: пришедшие в Екатеринбург еще до кризиса федеральные игроки по-прежнему не меняют рынок, но начинают действовать активнее. ГК «Независимость», например, внесла коррективы в распределение дилерских контрактов по KIA в Екатеринбурге. Константин Кудрявцев подтверждает: в планы ГК входит открытие новых автосалонов и расширение портфеля брендов в Екатеринбурге, однако не конкретизирует, каких именно. «А перераспределение долей рынка уже произошло. По итогам 2011 г. доля «Независимости» среди представляемых в Екатеринбурге марок (без учета нового бренда KIA) выросла на 21% - до 54%», - заявляет г-н Кудрявцев.  

ГК «Автомир-Екатеринбург» анонсировала строительство весной 2012 г. двух автоцентров – Renault и Suzuki – на участке в 6,5 га напротив ТРЦ «КомсоМОЛЛ». По планам, если новая волна кризиса до России не докатится, то возведение обоих салонов стартует одновременно. Если же в экономике будут проблемы, то первым в конце года будет сдан автоцентр Renault. Предполагается также, что в дальнейшем ГК построит автоцентр под марки General Motors – Chevrolet и Opel.

Местные дилеры, однако, считают, что существенно изменить расклад сил федералы не смогут. «Приход столичных компаний был спланирован и случился до кризиса. И с тех пор рынок они не перекроили. Вряд ли в ближайшие два-три года в Екатеринбурге появятся новые федеральные игроки – интервенция имеет смысл на стабильно растущем рынке. А он остается трудно предсказуемым, даже в краткосрочной перспективе», - полагает Алексей Богач. Как добавляет Анатолий Бартенев, у федеральных сетей хватит денег при желании построить в Екатеринбурге собственные автоцентры. «Но эти обещания я слышу уже лет пять, а большие средства сюда они не вкладывают. Кроме того, столичные компании непоротливы, ведь им приходится согласовывать все решения с Москвой. Часто бывает, что мы уже закончили рекламную акцию, а они только приступают к подобной. Да и местный рынок мы знаем лучше», - комментирует г-н Бартенев.

Его коллеги солидарны: в Москве продается 35% всех новых автомобилей страны, в Екатеринбурге – 4%: ради этой доли федеральные компании не будут вкладывать деньги в регион. Кроме того, стоимость строительства автоцентра в Екатеринбурге и в столице примерно одинакова – значит, выгоднее строиться в Москве. «Поэтому год мы ожидаем спокойный. О докризисных объемах пока можно только вспоминать, но рынок способен показать рост порядка 12%. А в некоторых сегментах он может составить до 30-40%», - прогнозирует Алексей Богач. Что касается российского авторынка в целом, то, по словам Андрея Шилыковского, он продолжит расти. Если экономика будет стабильной, по итогам 2012 г. в стране будет продано 2,95 млн машин. «Если же кризисные явления дойдут до России, то нужно ориентироваться на 2,8 млн авто», - резюмирует директор по продажам Jaguar Land Rover Россия.

 

Самые продаваемые бренды в Екатеринбурге в 2011 г.

Премиум-бренды

 

Lexus

654

Audi

571

Mercedes-Benz 

518

BMW

483

Volvo

464

Land Rover

363

Cadillac

143

Porsche

73

MINI

32

Jaguar

29

 

Бренды бизнес-класса

 

Toyota

6437

VW

4618

Ford

3357

Opel

3249

Skoda

2896

Mitsubishi

2270

Mazda

1433

Suzuki

1425

Subaru

491

Honda

787

 

Бренды экономкласса

 

Lada

14858

Chevrolet

8057

Hyundai

5940

Daewoo

5255

KIA

4173

Nissan

4207

Renault

3791

FIAT

1632

UAZ

1571

Chance

1532

Источник: АЕБ

 

Авторынок города пережил падение в 2010 г.

2000 г.

Открылись:

Салон Mazda («Автоленд»)

Автоцентр «Автосан»

Автоцентр «Субару»

2001 г.

Открылся:

«Ауди центр Екатеринбург»

2002 г.

Открылись:

Автоцентр Citroen («Сатари-Урал»)

Автоцентр «Автобан»

Автосалон «Автофранс»

2003 г.

Открылись:

Автоцентр «Оками моторс»

Автосалон «Модена»

2004 г.

Открылись:

Автосалон «Спэйс моторс»

Автоцентр «АМК Екатеринбург»

2005 г.

Открылись:

Автоцентр «Порше центр Екатеринбург»

Автоцентр «Краснолесье»

Автоцентр «Лада – Березовский»

Автоцентр «Бауэрхоф»

Автоцентр «Вираж»

Автосалон «Найс моторс»

Закрылся:

Автосалон «Модена»

2006 г.

Открылись:

Автоцентр «Toyota центр Екатеринбург запад» (ГК «Автоплюс»)

Автосалон Renault (Lucky Motors)

Автоцентр «Лексус – Екатеринбург»

Автоцентр «Toyota центр Екатеринбург восток»

2007 г.

Открылись:

Автосалон Renault (ГК «Автомир»)

Автоцентр «Уникум моторс»

Автоцентр «Асмото Славия»

2008 г.

Открылись:

- Автосалон Suzuki (ГК «Автомир»)

- Subaru Центр Екатеринбург Юг («Римэкс моторс»)  

- Автоцентр «Хонда на Новосибирской»

2009 г.

Открылся:

- Автосалон Bentley

2010 г.

Открылись:

- KIA Motors на ул. Щербакова

- «Восточный ветер» на ул. Маневровой

- «Британия» на ул. Машинной («Уралфрансавто-Авантайм-Британия»)

- Volkswagen на ул. Металлургов («Автобан-запад», реконструкция)

Закрылись:

- «МС» на ул. Машинной

- «Лада-Екатеринбург» на Черняховского

- «Уральские автомобили» на пр. Космонавтов

- «Автосан» на Гурзуфской.

- Автосалон Bentley

2011 г.

Открылись:

- СТО «Уральские автомобили»

- BMW на ул. Металлургов

- «Авто-лидер» на ул. Шефской

- Infinity на Космонавтов-Мельковская

Источники: администрация Екатеринбурга, ТОП-лист «ДК»

 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.