Проект ТЕМПУС: время инноваций в дизайн-образовании
В рамках проекта преподаватели и студенты из России изучали европейский опыт организации дизайн-образования в сфере Digital Arts.
Осенью завершается глобальный образовательный проект ТЕМПУС «Enhancement of Russian creative education: new Master program in Digital Arts in line with EU standards» (Развитие российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС).
Проект объединил девять российских вузов и три зарубежных. Россию представляли, в частности, Российский государственный гуманитарный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, университеты из Саратова, Магнитогорска, Мордовии, Красноярска.
Одним из участников проекта стал Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ). Иностранные участники проекта – университеты Аберта (Португалия), Аальто (Финляндия) и Тииссайд (Великобритания). О результатах трехлетнего сотрудничества рассказывают представители факультета дизайна УрГАХУ.
2014 г. Российские преподаватели, прошедшие стажировку в университете Тииссайд, со своими британскими коллегами.
В рамках проекта преподаватели и студенты из России изучали европейский опыт организации дизайн-образования в сфере Digital Arts. Материальным итогом работы стали не только учебные аудитории, оборудованные современной техникой (этим сейчас мало кого удивишь), но и новые магистерские программы, методические рекомендации и руководства по качеству для преподавателей, учебники для будущих дизайнеров и полноценный образовательный портал, куда вошли знания всех вузов-участников. Для дизайнерского образования, которому сегодня остро не хватает методических изданий, это станет отличным подспорьем, уверены декан факультета дизайна УрГАХУ, региональный координатор проекта Елена Павловская и профессор кафедры графического дизайна Павел Ковалев.
Какие задачи решает проект ТЕМПУС?
Елена Павловская: Замысел состоял в том, чтобы мы изучили опыт преподавания Digital Arts в магистратурах европейских университетов-партнеров и их систему качества образования. Преподаватели нашего университета и других российских вузов в течение двух недель стажировались в зарубежных вузах, а магистранты прошли семестровое обучение в Тииссайде – университете, известном своими достижениями в области цифрового искусства. Кроме того, в России были проведены три летние школы для преподавателей – в Саратове, Санкт-Петербурге и у нас в Екатеринбурге, на базе Уральского центра развития дизайна. На основе этого разрабатывались новые магистерские программы для дизайнеров, связанные с цифровым искусством.
2015 г. Летняя школа в Екатеринбурге - презентация единого макета для серии из 27 учебников по графическому дизайну и Digital arts. Автор - Денис Абрамов (УрГАХУ).
Что такое Цифровое искусство?
Павел Ковалев: Этот термин все понимают по-разному. Википедия определяет Цифровое искусство (или Digital art) как творческую деятельность, основанную на использовании компьютерных технологий. Глобальный тренд состоит в том, что уже сейчас уровень развития сетевых информационных ресурсов и интернета вещей позволяет «техническую» часть творческого процесса реализовать программно, а значит, фактически передать машинам, что дает художнику больше возможностей для самовыражения. Мировые бренды ориентируются на производство товаров, в которых заложены возможности «творческой кастомизации» – как со стороны авторского дизайна, так и с участием самого пользователя. Будут важны не столько функциональные возможности вещей, сколько интерактивная «игра» с ними.
Как Цифровое искусство может быть применено в графическом дизайне?
ПК: Возможности IT-технологий вышли далеко за рамки простой генерации, стилизации и трансформации изображений под контролем дизайнера. Разрабатываются программы, которые могут самостоятельно формировать айдентику и менять имидж чего-либо в зависимости от внешних обстоятельств и контекста коммуникации, что напрямую входит на территорию компетенций дизайнера визуальных коммуникаций.
2016 г. Занятия в новом компьютерном классе в Уральском центре развития дизайна.
ЕП: Вузы, которые участвуют в этом проекте, по-разному понимают, что такое Digital Arts. Кто-то делает упор на программирование, кого-то вдохновляют выразительные возможности новых технологий. Мы в процессе обучения рассматриваем Digital Arts как одно из профессиональных средств современного графического дизайнера. В УрГАХУ уже несколько дипломных работ защищено с использованием технологий и приемов Digital Arts.
Что вы почерпнули из работы с зарубежными вузами?
ЕП: Участие в проекте ТЕМПУС – это, на самом деле, очень полезный опыт для российского дизайн-образования в целом и в первую очередь для молодых преподавателей. Они ехали стажироваться в зарубежные университеты в расчете на внедрение в своих вузах методик европейского образования со ставкой на качество и технологии. Между вузами также состоялся серьезный обмен опытом. Каждый российский вуз подготовил по три учебника по графическому дизайну и цифровому искусству. Дизайнерское образование на сегодняшний день довольно слабо обеспечено учебниками, учебными пособиями, потому что требования меняются очень быстро. Но за время работы в проекте ТЕМПУС мы поняли, что в учебниках есть большой смысл. Это и архивация знаний, и их осмысление.
Еще один важный итог: создано единое образовательное пространство интернет-портал, на который вузы должны выложить свои методические материалы. Доступ к этому образовательному пространству получат студенты всех вузов, которые участвовали в проекте. Очень полезным стало изучение системы качества в зарубежных вузах. В Англии, например, обязателен студенческий совет по качеству, там мнение студентов – один из важнейших и ключевых критериев работы над образовательной программой. Есть еще много нюансов, что-то для нас уже является нормой, но есть много новаций.
Например, каких?
ЕП: Так, в университете Аберта мы были удивлены отсутствием студентов. Оказалось, что это университет, который работает дистанционно. У нас, к примеру, дизайнерское образование может быть только очным или очно-заочным. Только в 2016 г. вышел образовательный стандарт, вводящий понятие «заочное дизайнерское образование». За рубежом оно есть уже давно. При этом учебный процесс жестко контролируется, его регламентирует строгая система качества. В университете Аальто, одном из ведущих дизайнерских вузов в мире, применяется очень интересная технология «перевернутый класс». Дело в том, что у нас образовательный процесс сфокусирован, как правило, на подаче лекционного материала. Все обсуждения, подготовка домашних заданий, практикумы обычно находятся на периферии этого процесса. Там наоборот: вся теория записана, и студенты ее изучают в свободное от занятий время, а на самих занятиях обсуждают полученные знания. Но в целом нельзя сказать, что за рубежом образовательный процесс ушел далеко от нашего. Хотя в иностранных вузах, несомненно, есть технические преимущества и больше пространства для практической работы и внедрения.
ПК: На мой взгляд, одно из главных отличий в подходах к образовательному процессу в российских и зарубежных вузах заключается в том, что за границей у преподавателей есть эффективные инструменты для определения того, что может и чего не может каждый конкретный студент. Они могут устроить для поступивших игру в духе «Расскажи о своей жизни в десяти фотографиях», и она даст им понимание, кто и насколько готов к освоению курса. Там принято «на берегу» заключать «Learning agreement» – договор о том, что конкретно хочет получить каждый учащийся в результате прохождения образовательной программы. У нас такого нет, у нас все должно быть серьезно, обстоятельно и соответствовать стандартам министерства. Мы изначально высоко ставим планку требований. Из десяти студентов ее возьмет один, остальные «пролезут» под ней. За рубежом эта планка установлена ниже, и с ней справляются все, кто достаточно мотивирован на учебу. Поэтому часто именно российские студенты, поступающие в иностранные вузы, оказываются лучшими.
Еще одно фундаментальное отличие в системах образования заключается в том, что за рубежом система образования является начальной карьерной ступенькой, пропускным пунктом в профессиональную деятельность. При этом стандарты компетенций специалистов и критерии оценки качества образования определяются сообществами профессионалов. У нас же система образования практически отделена от профессиональной деятельности, а качество подготовки определяется государственными стандартами, что для творческих специальностей недостаточно эффективно.
Есть ли у проекта ТЕМПУС перспектива продолжения?
ЕП: Мы бы хотели, чтобы этот проект развивался дальше. Определенные перспективы есть, в проекте сформировалась команда, которая получила серьезный опыт взаимодействия в решении непростых задач. В развитых странах дизайн – это один из основных источников инноваций и конкурентных преимуществ. Вывести российский дизайн на этот уровень – глобальная задача для нашего дизайн-образования.
Содержание данной публикации является предметом ответственности авторов и не отражает точку зрения Европейского Союза.