Профессионализм лучших сотрудников нивелируется «эффектом Алины»
Как «большой профессионал в сфере маркетинга» может сделать уровень продаж феноменально низкими.
В последнее время все чаще и громче говорят, что digital-рынок Екатеринбурга и вообще рынок маркетинга нуждается в зачистке. Естественный «санитар леса» кризис за последние пару лет поспособствовал тому, что с рынка ушло много непрофессиональных агентств. Некоторые уходят прямо сейчас, расплачиваясь по последним счетам. Многие из них больше никогда не будут причастны к маркетингу и рекламе Екатеринбурга. И что же, ожидать резкого всплеска качественных маркетинговых активностей? Рекламы, достойной Канн? Или хотя бы роста эффективности рекламных усилий?
Необходимость в «зачистке» рынка есть – считают специалисты РА «Карась». Вопрос лишь в том, что зачистка эта сродни ядерному разоружению – бессмысленна в одностороннем порядке. Профессионализм самых компетентных сотрудников, самых лучших агентств нивелируется «эффектом Алины».
Алина – большой профессионал в сфере маркетинга, что подтверждается ее опытом работы: всего за шесть лет она успела потрудиться в трех автосалонах и у двух застройщиков (на каждом месте по году и два месяца). И Алина обязательно нужна вашей компании, особенно если вы застройщик или автосалон, ведь только она сможет транслировать свой большой опыт на ваш проект и вывести его к совершенно новым, доселе невиданным горизонтам. Не бойтесь недооценить всех масштабов потенциального сотрудника – она обязательно расскажет вам это на собеседовании.
И вот вы «оторвали» гиганта маркетинга. Эмоций не передать словами – феерия да и только. Алина приступает к работе. Засучив рукава, Алина идет… К вам, чтобы подробно узнать о продукте? Нет, она знает о нем все лучше вас. В отраслевые рейтинги, чтобы понять место компании на рынке? Опять нет, она в этом рынке почти с рождения. В отдел продаж, чтобы увидеть CRM и узнать количество продаж за год-два-восемь? Или узнать особенности сделок. Или услышать, как обрабатывают звонки? Снова нет, туда она не пойдет. Ну, точно не сейчас.
Алина пойдет на ваш сайт (или сайты) и будет их смотреть. Долго, слегка прищурив правый глаз и недовольно сложив губы. Еще бы, сайт-то ужасный. Весь. Начиная от логотипа. В смысле, логотип не относится к сайту? А, брендбук есть. Посмотрит, конечно, хотя уже видно, что он ужасный. Может, хоть SMM у вас сносный? Где группы? Почему нет Instagram? Это самая быстрорастущая сеть – ну надо же следить как-то за новинками, что вы как дети малые. Как Алина и думала, SMM ужасный. Кто это делает? Не надо подрядчика, Алина будет сама, зарплату увеличивать не нужно.
Кстати, продукт у вас тоже ужасный. Ужасные и продавцы – хамят, ленятся, некрасивые. Ну и хуже всего, конечно, реклама.
Феерии как не бывало – тлен, боль, но надежда-то есть. Сейчас Алина все начнет чинить. Давайте сюда поставщиков, всех вместе – в стрессовых условиях эти лентяи и неучи лучше соображают. Хотя нет, не всех – SMM-щиков не надо, Алина же будет сама.
Первая встреча с Алиной незабываема. Это, как первая любовь, только совсем наоборот и там еще Алина. За 10 минут новый маркетолог вывалит на подрядчиков весь набор аббревиатур ей известных – CTR, GRP, CPM, LVC, ROMI и т.д., последовательность не важна. Чтобы сразу знали, кто здесь профессионал. Потом Алина возьмет статистику и будет ее тщательно изучать, прямо при подрядчике. И как вы думаете, какими будут результаты? «Бинго» может сказать тот, кто понял, что ужасными.
Если подрядчик недоуменно пытается объяснить, что они не так уж ужасны, да и вообще не ужасны они и предлагает зайти в систему аналитики, Алина обязательно согласится. Только сама зайти она не может, да и вообще подрядчик же оправдывается, вот пусть и показывает, где там отчеты в Google Analytics, тем более на прошлой работе другой (отличный) подрядчик ей все сам показывал.
Специалист презентует отчеты и сводки, выставляет разные периоды, сравнивает сегменты – Алина режет медиаплан. Оптимизирует, то есть. Потому что главная задача маркетолога – оптимизировать медиаплан.
Потом Алина оптимизирует агентского дизайнера, в смысле, найдет ему замену в лице талантливейшего фрилансера. Его в «Арх» зовут преподавать, но у него все баннеры-баннеры.
Потом Алина оптимизирует копирайтера – сама начнет писать, ему только останется знаки препинания по тексту рассыпать да предложения согласовать, ну и так, по мелочи – орфографию там подправить, делов-то.
Потом Алина станет искать новых подрядчиков и найдет – то же самое, но дешевле аж на 18%. Очень выгодно. Через пару месяцев к вам, кстати, придет обозленный финдиректор и скажет, что столько счетов без НДС в следующем квартале он не подпишет.
А потом… потом будет много всего интересного – и конкурс в соцсетях на три месяца (победителей не будет), и розыгрыш путевок на Аляску, и новая форма отчетности размером с ватман, и новый фирменный стиль в холодных коричневых цветах. Будет все, смысла не будет.
А потом Алина пойдет искать новое место работы. Ее уход, скорее всего, совпадет с феноменально низким уровнем продаж.
Конечно, не все маркетологи – Алины. Есть гении, которые даже в самых сложных ситуациях знают, что делать. Есть те, кто любой кризис в компании превратят в точку роста. Мы знаем таких маркетологов, мы счастливы с ними работать.
Но больше, к сожалению, маркетологов других. И ко всем работодателям большая просьба – давайте зачищать рынок. Давайте заниматься маркетингом.
Предлагаем небольшой чек-лист по выявлению «Алин»:
1. Позвоните подрядчикам – не агентствам, а крупным региональным поставщикам, например, городским порталам. Рекламный рынок очень тесен, менеджеры с радостью поделятся своим опытом работы с любым маркетологом.
2. Попросите еще на собеседовании объяснить, с чего начнет свою работу новый маркетолог. Если услышите про SMM, а не продукт – задумайтесь.
3. Попросите на собеседовании письменно поставить любую задачу любому подрядчику – это поможет понять уровень структурированности мышления и общей грамотности. Маркетолог с 6-летним стажем не станет писать «реклама» с двумя «м».
Если же так случилось, что Алина уже внутри, слушайте себя и своих коллег. Даже при малейшем подозрении, что что-то пошло не так, ее нужно убрать. В смысле, оптимизировать.
* Все имена, использующиеся в данном материале вымышлены. "Алина" - собирательный образ маркетолога.