Программа оздоровления
Компания «Сиамс» возникла в начале 90-х гг. из компьютерного кружка, который вел Радий Кадушников. Сложился коллектив ребят, способных решать задачи любой сложности. Ноу-хау молодых программистов в
Компания «Сиамс» возникла в начале 90-х гг. из компьютерного кружка, который вел Радий Кадушников. Сложился коллектив ребят, способных решать задачи любой сложности. Ноу-хау молодых программистов в области обработки и анализа изображений заинтересовались оборонные предприятия, сделавшие заказ на промышленную систему. Сейчас средства анализа изображений компании «Сиамс» применяются в металлургии, металлографии, нефтедобыче, на цементных заводах и угольных предприятиях, в медицине и биологии. Появляются новые продукты для отрасли нанотехнологий. Последний технологический скачок фирмы — разработка электронных таблиц изображений. Параллельно с развитием системы анализа изображений возникали инструменты для 3D-моделирования. Многие продукты компании активно продаются на западных рынках.
Физики и медики
— Компания серьезно занимается системами для промышленности. Как возникло медицинское направление?
— Юрий Яковлев, технический директор: Как только появился анализатор изображения, который можно применять в медицине, мы стали достаточно много общаться с медиками, понимать потребности отрасли. Анализатору ведь все равно, с какими объектами работать, — для него это просто набор пикселов. Сначала мы сделали для медиков систему Profscreen — она анализировала информацию о состоянии здоровья населения. Продукт получился самодостаточный, до сих пор используется во многих регионах даже при отсутствии доработки — бизнеса из него не вышло. Первую по-настоящему управленческую систему мы создали для областного онкоцентра. Как раз тогда шло его оснащение, и на комплексную программу автоматизации смогли выделить и время, и деньги. Требовалась клиническая система, которая не только вела бы базу данных по пациентам, но и учитывала ресурсы, могла связываться с другими программами и т.д. В итоге получился хороший продукт, позволяющий взаимодействовать подразделениям.
— Когда делали систему для онкоцентра, уже предполагали, что программа будет тиражироваться?
— Ю.Я.: Тиражным этот продукт назвать сложно. Система заточена под онкологию, но мы оказались владельцами технологии и опыта внедрения. Это самое важное.
— Сергей Ефремов, руководитель проектов: Кроме опыта мы получили инструментарий для исследований — создали средство, позволяющее легко дорабатывать программу под нужды конкретного заказчика. Образовался отдельный коллектив разработчиков.
— Рынок медицинских систем в середине 90-х существовал?
— Ю.Я.: Как такового рынка не было. Перспективы работы на нем были не совсем ясны. Спрос сильно зависел от отделов здравоохранения, Минздрава. Частные клиники, определяющие свою политику, только появлялись. Тогда все зависело от личных контактов. Сейчас та часть медицины, которая коммерциализировалась, изменилась радикально — заработали все рыночные механизмы: конкуренция, продвижение и продажа продукта. А вот в обычных больницах все по-прежнему, разве что в областных клиниках заметны веяния цивилизации. Положение в основном нищенское, компьютеры если и есть, то лишь в бухгалтерии, и об информационных системах речи не идет. На этом рынке можно продавать только локальные программы, например для кабинета УЗИ.
— С.Е.: Рынок постепенно растет, и чувствуется, как меняется отношение хозяев частных клиник к информационным системам. Новыми больницами управляют уже не столько врачи, сколько грамотные менеджеры. Им для работы требуется управленческая информация: статистика обращений, объем услуг, ресурсы на данный момент, элементы CRM-систем — те же задачи, что стоят перед руководителем любого предприятия. Больница — это нормальный бизнес, который хочет получать максимум прибыли от своей деятельности. Люди следят, как тратятся их деньги, и требуют результат. С одной стороны, внедрять программы становится сложнее, а с другой — интереснее. С рынка вымываются фирмы, которые этим не так глубоко занимаются.
Там, где не ступала нога программиста
— Кто еще работает на рынке медицинских управленческих систем?
— С.Е.: Медицинские системы делятся на несколько классов. Есть продукты производственного уровня — они работают непосредственно с оборудованием и автоматизируют деятельность конкретного специалиста. Есть системы, предоставляющие управленческую информацию. На этом рынке присутствует 1С, активно работает корпорация «Парус». Рынок небольших частных клиник свободен, за исключением стоматологии — там сложился свой круг программ, возможно, мы на него еще выйдем. В Екатеринбурге подобные задачи решает компания «Корус».
— Уже заметно, как складывается специализация игроков?
— С.Е.: «Парус» борется в основном за крупных клиентов, мы же стараемся ориентироваться на средние предприятия и тут играем на одном поле с 1С. Программы можно делить на те, что требуют внедрения, и на коробочные продукты. У нас есть хороший опыт внедрений, и мы хотим им делиться. На рынок небольших клиник можно выходить с коробочным продуктом, что мы и собираемся сделать.
— Но массовый рынок хорошо держит 1С.
— С.Е.: Думаю, с ними можно и нужно конкурировать.
— Насколько вообще конкурентен рынок управленческих программ для медицины?
— С.Е.: Клиник, способных купить такую программу, в городе мало, и все они известны, но их количество будет расти, потому что спрос на услуги есть, и от этого никуда не деться — все мы болеем и хотим получать качественное лечение.
— Как велика доля неспециализированного функционала в медицинских управленческих системах?
— С.Е.: Разница между любой управленческой системой на заводе и в клинике не столько в типе информации и ее обработке, сколько в особенностях внедрения. В стране очень мало команд, которые обладают опытом постановки ИТ-инфраструктуры на столь специфичном рынке. Система общего плана требует существенной доработки. Сделать продукт для медицины можно на любой платформе, главную роль здесь играет опыт фирмы и квалификация менеджеров. Фактически кто первый начал развиваться, тот получил больше информации и имеет больше шансов.
— Ю.Я.: Основной род деятельности больницы — это лечение людей, остальное — поддерживающие отделы. Соотношение этих частей индивидуально для каждой больницы. В большой клинике вспомогательное хозяйство часто представляет собой огромный комплекс. Соотношение может колебаться от 80/20 до 50/50. Хотя доминировать хозяйственные службы не будут. Многое зависит и от руководителя, от того, на чем он будет делать упор. Соответственно будет меняться и система. Прошли времена, когда можно было взять продукт и без изменений поставить его в другой компании.
— С.Е.: Типовой продукт создать сложно. Проще сделать программу настраиваемой, чтобы любой мог без проблем ее установить. Так работает 1С, и так будем делать мы. Стоимость типового проекта упадет тогда на порядок.
— До какой степени сейчас рынок заполнен? Что стоит в наших больницах?
— Ю.Я.: Бухгалтерия стоит практически везде. Клинические системы есть примерно у 40%, это без учета стоматологии. И практически нет законченных систем. Как правило, те, что уже стоят, выполняют лишь небольшую функцию. Онкоцентр тратит миллионы в месяц на лекарства, и они всегда в дефиците, поэтому считать нужно все и очень точно.
Сегодня в медицине уже появился слой менеджеров, которые понимают необходимость таких систем и видят от них пользу. Очень современный взгляд на эти вопросы — «Новая больница», «Чусовское озеро», «Гармония». В районных клиниках нет явного интереса. Там ведь достаточно выполнять требования Минздрава, нет мотивации.
Рынок вообще стихийный и пока слабо организованный. Даже в Интернете мало информации. Во многих клиниках возникает ощущение, что здесь еще никогда не ступала нога программиста. Кажется, будто сам формируешь рынок, цены, потребности. Даже если люди что-то и видели, то имеют настолько поверхностное представление — диву даешься. Но рынок движется. Дело идет к созданию альянсов и союзов между игроками. Сейчас ведем переговоры с компаниями «Корус» и Naumen. Альянс как минимум поможет сформировать информационное пространство. Чтобы не было ситуаций, когда разработчик не может получить деньги за продукт или, наоборот, безумные суммы вкладываются в простейшие программки.
Обратная связь:
silantev@apress.ru