«Прософт-системы» выходят на рынок биометрии
Пока в Америке спорят, ставить ли сканеры отпечатков пальцев в школы, на Урале биометрией заинтересовались частные фирмы. Александр Дремин из компании «Прософтсистемы» готов не просто заработать н
Пока в Америке спорят, ставить ли сканеры отпечатков пальцев в школы, на Урале биометрией заинтересовались частные фирмы. Александр Дремин из компании «Прософтсистемы» готов не просто заработать на этом на интересе, но и завоевать российский биометрический рынок.
Международная биометрическая группа (International Biometric Group) опубликовала прогноз развития рынка в 2006-2010 гг. Маркетологи предполагают, что доходы компаний вырастут за четыре года с $2,1 млрд до $5,7 млрд.
Эксперты международного агентства WinterGreen Research, составлявшие прогноз развития этого рынка до 2012 г., сделали вывод, что он подошел к порогу взрывного роста: биометрия становится неотъемлемой частью глобального рынка. Биометрическая информация уже не только используется для доступа на суперсекретные объекты, но и применяется в обычных паспортах, бытовых замках, сотовых телефонах. Это означает, что формируется огромный рынок для высокотехнологичных разработок. До сих пор только одной фирме с российскими корнями удалось занять прочные позиции в сегменте систем распознавания лица: компания A4Vision за несколько лет сумела сделать свои продукты мировым стандартом в этой области. Александр Дремин, руководитель направления биометрии компании «Прософт», уверен: екатеринбургская организация «Прософт-системы» также станет одним из лидеров технологий биометрии.
Екатеринбург учится распознавать отпечатки пальцев
Компания «Прософт-системы» известна как один из лидеров в сегменте промышленной автоматики. Откуда появилось направление биометрических систем?
— Нас натолкнули на эту идею сами заказчики. Мы сотрудничаем со многими предприятиями, ставим системы энергоучета, управления производственными процессами, и во всех компаниях существует проблема контроля доступа в серверные комнаты или любые другие помещения. Мода на сканеры отпечатков пальцев пришла к нам из-за рубежа. В Европе эти системы широко применяются, и там уже сложился пул производителей, но их продукты дороги, не соответствуют российским нормам систем контроля доступа, плохо локализованы для нашей страны, а главное — нет сервисной поддержки от разработчика. Мы же здесь всех этих недостатков лишены: российские фирмы могут решать проблемы клиента быстрее, чем партнеры иностранных производителей.
Разве в сканере отпечатков все не зашито в аппаратную часть?
— Нет, не все. Собственно, сам сканер — это только железка: считывает папиллярный узор и передает эти данные на процессор. Все остальное зависит от того, какой софт управляет этой информацией. Именно он определяет скорость обработки сигнала, точность идентификации и т. п. Дальше результаты тоже надо обрабатывать. Например, вести регистрацию всех событий: кто и когда проходил на объект, покидал его, были ли попытки несанкционированного доступа — все это исключительно программная часть. Для заказчиков такой интерфейс очень важен. На его основе можно, скажем, строить систему учета рабочего времени сотрудников.
Такие системы уже есть, только на бесконтактных или магнитных картах...
— Да, есть, и это наш основной конкурент. Нам приходится соревноваться именно с карточными системами, а не с другими разработчиками биометрических технологий. Однако карточная система не обеспечивает хорошего контроля за сотрудниками: карточку можно передать, отобрать и т. д. Система следит за карточками, а не за людьми. Биометрия этих недостатков лишена.
Кроме близости разработчика к клиенту, чем ваши продукты отличаются от систем Sagem или Siemens?
— Главное в биометрической системе — это алгоритм обработки отпечатка пальца. Мы создавали продукт самостоятельно, и нам за него нестыдно. Проверяли на себе. Кроме того, наша система вышла дешевле и надежнее западных аналогов. Мы ведь учитываем условия российской реальности: помехи в связи, некачественное электропитание и т. д. Работаем над распознаванием поврежденных отпечатков, интегрируем с системами контроля доступа, охранно-пожарной сигнализации. В отличие от многих конкурентов, мы используем емкостные, а не оптические сканеры отпечатков, т. е. муляжи и мертвую ткань наши системы просто не воспринимают. Например, отрезанный палец не даст эффекта.
Опыт «Прософт» в других областях используется?
— Конечно, у нас огромный опыт в работе с телеметрией: в биометрических системах тоже нужно на расстоянии управлять точкой доступа. Кроме того, все интерфейсы, схемотехники, помехоустойчивость — для нас это знакомые задачи.
Нет ощущения, что вы изобретаете велосипед?
— Нет, мы делаем действительно новый продукт, хотя и ориентируемся на западных коллег. Вариант сотрудничества со сторонним разработчиком мы даже не рассматривали: такие партнеры никогда не расскажут всех тонкостей технологии, а значит, мы будем от них полностью зависеть. Нас это не устраивает.
Рынку не хватает опыта внедрений
На рынок биометрии постоянно выходят новые компании. По оценкам экспертов International Biometric Group, среднегодовое снижение цен на биометрические системы достигает 15-20%, причем падение цен более характерно для устройств считывания отпечатков пальцев. Это открывает широкие возможности для распространения технологии. Особенно если учесть рост спроса со стороны госструктур. Следующие по значимости сегменты рынка, о чем свидетельствуют исследования International Biometric Group, — финансы и туризм. Благодаря этой возможности перед биометрическими технологиями открываются новые и весьма перспективные рынки, например мобильных телефонов и карманных компьютеров. Биометрия постепенно становится привычным и стандартным элементом массовой продукции.
Что мешает тиражировать ваш замечательный алгоритм распознавания отпечатков пальцев на весь мир?
— Пока еще мы на начальном этапе разработки. Вот когда будем уверены, что выжали из математической модели все, что возможно, тогда станем задумываться о завоевании зарубежных рынков.
Спрос на биометрические системы уже есть?
— Америка серьезно заинтересовалась ими после 11 сентября и подтолкнула весь мировой рынок. Многие правительства задумываются о биометрических паспортах, есть такой проект и в России. Это на руку всем разработчикам: тем самым популяризируется сама технология. На сканеры отпечатков пальцев перейдут не только паспортно-визовые службы, но и производители разнообразной бытовой техники — от простых замков до автомобильных иммобилайзеров.
Вы тоже собираетесь выходить на рынок бытовых устройств?
— Нам интересны любые рынки, но сейчас мы сотрудничаем с крупными банками, оборонными заводами, это для нас приоритетный сегмент — рынок контроля доступа. Вообще, мы стараемся довести биометрию до массового рынка, чтобы можно было ставить на проходную, на подъезд. В дальнейшем будем осваивать рынок компьютерной безопасности. В планах стоит создание систем защиты данных на жестком диске и биометрического доступа к персональному компьютеру. Потенциально это огромный рынок. В замках сложная механика, в этом сегменте нам тяжело будет конкурировать — нет возможности развивать дополнительную функциональность, на которую мы делаем ставку.
Какую именно?
— Интеграция в информационную среду, учет рабочего времени, «тревожный палец» (если пользователя заставляют войти в систему против его воли, он ставит соседний палец и включает тревогу) и т. д.
Будете защищать свои разработки патентами?
— Программный код защитить непросто, патентная защита подразумевает публикацию, а значит, мы сразу раскрываем свои ноу-хау, так что смысла в этом нет. Просто надо бежать впереди конкурентов и наращивать функциональность быстрее, чем они.
Когда планируете окупить вложения в разработку?
— Мы занимаемся биометрией уже год, много ресурсов тратим на продвижение самой технологии. Надеемся выйти в плюс на третий год.
Рынок биометрических систем уже сформировался?
— Мы первые на Урале, кто серьезно занимается подобными продуктами, и рынок приходится формировать самостоятельно. В Москве и Питере есть фирмы, которые возят технику из-за рубежа, появилась пара отечественных разработчиков. Рынок биометрической идентификации все больше привлекает к себе внимание IT-компаний. Многие понимают, что сегмент будет расти очень быстро. Но общая проблема рынка в том, чтобы донести преимущество технологии пользователям и заказчикам. Людей, восприимчивых к новым технологиям, — меньшинство, основная масса выжидает, поэтому внедрений в целом по стране пока немного. Хотя у нас уже есть завершенные проекты в Банке24.ру, Сбербанке, банке «Кольцо Урала», Едином расчетном центре, на Уральском оптико-механическом заводе. Единственный шанс выжить на мировом рынке — это уникальная функциональность, качественное программное обеспечение и низкая стоимость. Мы чувствуем в себе силы бороться за рынок и Siemens, и Microsoft.
ДОСЬЕ
Инженерная компания «Прософт-системы»
Основана в Екатеринбурге в 1995 г.
Сфера деятельности:
работает в области
проектирования, производства
и поставки приборов и систем промышленной автоматизации.
Клиенты:
РАО «ЕЭС России», «Газпром», ТНК, «Северсталь».
Штат компании:
свыше 200 человек.