Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Провайдеры снимают ограничения

Когда начался кризис, мой знакомый бизнесмен первым делом установил для сотрудников лимиты по трафику, а также закрыл доступ во все социальные сети. Обстановка в коллективе накалилась. Недавно о

На рынке провайдеров наступила эра безлимитных тарифов — уже более половины корпоративных клиентов используют подобные предложения. Одновременно с этим компании все активнее продвигают конвергентные предложения, позволяющие увеличить ARPU. Как признаются провайдеры, за прошедшие месяцы 2010 г. им удалось вернуться на те позиции, которые были взяты до кризиса, и теперь на рынке возобновится рост.

ограничения

Когда начался кризис, мой знакомый бизнесмен первым делом установил для сотрудников лимиты по трафику, а также закрыл доступ во все социальные сети. Обстановка в коллективе накалилась. Недавно он подключился на безлимитный тариф, одновременно с этим вернув доступ в «Одноклассники» и «ВКонтакте». По его словам, после этого сотрудники стали работать лучше, а ему удалось даже несколько сэкономить.

Миграция клиентов прекратилась
Все последние годы корпоративный сегмент у провайдеров рос по большей части за счет введения в строй новых офисных зданий и торговых центров. Однако за последний год было запущено лишь несколько заметных объектов коммерческой недвижимости — ДиТЦ «Европа», ТРЦ «Алатырь», третья очередь ТРЦ «Гринвич». «Корпоративный сегмент может расти только за счет увеличения количества зданий. Не секрет, что в прошлые годы операторы активно росли во многом благодаря массовому строительству коммерческой недвижимости», — объясняет Александр Иванов, директор по корпоративному бизнесу екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом».
Плюс к тому действующие компании-клиенты в 2009 г. сокращали свои штаты. Артем Черанев, генеральный директор компании «ИНСИС», рассказывает, что в среднем корпоративный клиент обмельчал — количество используемых компьютеров у некоторых компаний сократилось в разы. Как следствие, у провайдеров стал снижаться средний чек с одного клиента. Но тут оценки провайдеров резко расходятся. Например, в «ИНСИС» утверждают, что платеж с клиента уменьшился на 30-40%, в «Билайне» говорят о 20%, а в «КОМСТАР» и вовсе отрицают снижение. «Телефония и Интернет — одни из важнейших инструментов ведения бизнеса, поэтому существенного снижения объема потребляемого трафика в прошлом году мы не ощущали. Сейчас экономика восстанавливается — наблюдается тенденция увеличения объема потребляемых услуг, главным образом за счет роста подключений на высокоскоростные безлимитные тарифы», — объясняет Дмитрий Ипатьев, заместитель директора — коммерческий директор уральского филиала «КОМСТАР-Регионы».
Также из-за финансового кризиса увеличилась миграция компаний, поскольку те переезжали в более дешевые офисные здания, в том числе на окраину. «Очень сильно возросла текучка. Если кто-то из провайдеров делал ставку только на бизнес-центры, то они очень серьезно потеряли. Многие клиенты арендовали офисы на окраине Екатеринбурга, в зданиях различных НИИ. Раньше было удобно — есть хорошие позиции в престижном офисном центре у провайдера — ходи подключай. Теперь же такая схема не работает — клиенты разбежались по всему городу», — рассказывает г-н Черанев. В такой ситуации операторам приходится активнее вкладываться в строительство сети. Если у провайдера хорошая сеть, то есть вероятность, что смена офисного здания не обернется сменой оператора.
Г-н Ипатьев отмечает, что сейчас миграция практически остановилась, поскольку офисные здания существенно снизили стоимость аренды: владельцы офисников дорожат своими клиентами и стараются быть гибкими в вопросах арендной платы.
Юрлица массово переходят на безлимитки
В прошедшем году окончательно оформилась еще одна тенденция — корпоративные клиенты выбирают безлимитные тарифы. По экспертным оценкам, сейчас до 60% юридических лиц используют подобные тарифы. Артем Черанев утверждает, что на рынке корпоративных клиентов «наступила эра безлимитных планов».
Интересно, что в сегменте физических лиц переход на такие тарифы начался еще в 2008 г., а юрлица стали массово выбирать их только в 2009-м. Участники объясняют это несколькими причинами. Во-первых, стоимость безлимитного доступа существенно снизилась, благодаря чему он стал доступен большинству клиентов. А во-вторых, к переходу на такие тарифы подтолкнул кризис. Как отмечает Дмитрий Ипатьев, абоненты таким образом оптимизировали свои расходы на Интернет: «Переход на безлимитку поз­воляет лучше прогнозировать ежемесячные затраты на связь. Во многом именно этим и объясняется существенный рост популярности подобных тарифов». Участники рынка говорят, что наиболее популярные скорости безлимиток — от 1 до 5 Мбит/с.
По мнению г-на Черанева, вместе с этим клиенты стали отказываться от дублирующих каналов: «С введением безлимиток становится невыгодно держать два канала. Если раньше можно было подключиться хоть у 3-4 провайдеров, то теперь приходится платить абонентскую плату, а она не зависит от того, сколько ты накачал». Как следствие, клиенты стали более внимательно относиться к выбору провайдера, поскольку теперь нет возможности быстро переключиться на запасной канал.
3G-модемы стали альтернативным каналом
Одно из последствий данной тенденции — рост популярности беспроводного Интернета в качестве запасной точки доступа в Сеть. Опросы клиентов компании «ИНСИС» показывают, что если раньше в качестве альтернативного оператора использовались другие проводные провайдеры, то с начала 2010 г. ситуация резко изменилась — первые места «запасных» целиком за сотовыми операторами из «большой тройки». «Думаю, что это произошло благодаря активному развитию сетей 3G — стоимость беспроводного Интернета существенно снизилась, а скорости стали вполне приемлемыми. Любой корпоративный клиент знает, что в случае каких-то неисправностей на линии беспроводной модем позволит не остаться без Интернета», — объясняет Артем Черанев. Но вряд ли беспроводная технология в ближайшие годы станет основным каналом.
Как рассказала Инна Бзарова, коммерческий директор по бизнес-рынку «МТС-Урал», за прошедший год продажи 3G-модемов МТС на корпоративном рынке Свердловской области выросли в 7 раз. К услугам мобильного доступа сейчас обращаются более 35% корпоративных абонентов.
Интересно, что свыше 3%, по оценкам МТС, а по данным «Билайна», около 1% юридических лиц используют мобильные сети в качестве основного канала для выхода в Интернет. «В Екатеринбурге есть ряд компаний, которые используют роутеры для организации доступа в Сеть сотрудников офисов и подразделений, которые располагаются в промышленной зоне, где недоступны услуги проводного Интернета. Очень часто мобильный Интернет применяют для передачи данных между устройствами», — рассказывает г-жа Бзарова. Плюс к тому беспроводной Интернет — средство для получения данных с удаленных объектов — платежных терминалов, банкоматов, газораспределительных станций, охраняемых объектов.
Часто мобильный Интернет используют в качестве резервного или дополнительного канала. Например, предприятие имеет стационарный интернет-доступ и предлагает сотрудникам 3G-модемы при нахождении вне офиса — в командировках, на встречах.
Провайдеры становятся универсальными операторами
Еще одна тенденция окончательно оформилась за последний год — на рынок провод­ного Интернета вышли все сотовые операторы «большой тройки». Последним это сделал «МегаФон» — в июне он приобрел компанию «Синтерра» за $745 млн. За счет этой сделки сотовый оператор намерен усилить свои позиции на рынках дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в Интернет, конвергентных услуг. Правда, пока «МегаФон» не раскрывает подробности своих планов на Урале.
Также начал ребрендинг «КОМСТАРа» и его основной акционер — МТС. Правда, происходить это будет плавно. «Мы выбрали для себя сценарий «органического» ребрендинга, т. е. «КОМСТАР» переходит на бренд МТС постепенно, одновременно выводя на рынок новые продукты или сервисы», — отмечают в МТС. Таким образом, на рынке окончательно оформились три крупных игрока, которые могут предоставить полный спектр услуг.
Скорее всего, уже в ближайшее время операторы станут более активно предлагать конвергентные услуги как на корпоративном, так и на розничном рынке. Интересно, что еще пару лет назад руководитель одного из операторов утверждал, что такая схема работы не очень эффективна, однако теперь ситуация изменилась кардинально.
Г-н Ипатьев убежден, что провайдерам, которые не могут предоставить весь комплекс телекоммуникационных услуг, остается привлекать и удерживать клиентов главным образом низкими ценами: «Интенсивный рост телекоммуникационной компании без существенных инвестиций в развитие и качество немыслим. У небольших провайдеров, как правило, нет возможности вкладывать такие средства, а потому они активно конкурируют на уровне цен».
Однако такие игроки выходят из положения при помощи агентских схем. Например, «ИНСИС» предлагает 3G-Интернет. По сути, провайдер в данном случае выступает агентом МТС, продавая оборудование сотового оператора, но самостоятельно принимая платежи. «Никто не отменял агентских схем работы с провайдерами. Тем же сотовикам выгодно сотрудничать с нами, поскольку они получают доступ к достаточно большой клиентской базе. И никто отказываться от этого не будет. Получается, что наши маркетинговые бюджеты работают на абонентскую базу сотовых операторов, а взамен мы расширяем наш продуктовый портфель», — объясняет Артем Черанев.
Цены пока будут падать
Тенденция снижения цен продолжится. Но если в последний год стоимость, по выражению г-на Черанева, падала лихорадочно, то теперь этот процесс несколько замедлится. «В течение 2010 г. ARPU остается примерно на одном уровне, но клиенты все чаще выбирают доступ в Интернет на высоких скоростях. То есть даже в кризис большинство компаний не стали переходить на менее скоростные тарифы, чтобы сэкономить», — говорит Дмитрий Ипатьев.
В среднесрочной перспективе операторы будут конкурировать по большей части за счет увеличения скоростей. Однако в какой-то момент это уже перестанет быть тем преимуществом, благодаря которому провайдеры будут выигрывать борьбу. Но бесконечно это продолжаться не может. Как отмечают провайдеры, затраты на прокладку кабеля и его эксплуатацию не снижаются. При этом стоимость доступа для юрлиц по-прежнему будет выше, чем для физических лиц. «Бизнес традиционно потребляет более значительный объем услуг, чем частные клиенты. В квартире редко бывает более 1-2 компьютеров, в компании же их число может измеряться десятками и сотнями. Иными словами, у бизнеса аппетит лучше, чем у частных клиентов, но для нас одинаково важно обеспечивать высокое качество связи для всех клиентов», — объясняет г-н Ипатьев.
30% уральцев выходят в Интернет с рабочего места
Результаты опроса 300 горожан «Как вы подключаетесь к Интернету?»
79% подключение по месту жительства
30% корпоративный Интернет
11% выход под чужим логином (у друзей)
8% подключение по сотовой связи
5% точки доступа в образовательных учреждениях
2% точки доступа в интернет-кафе

Источник: фонд «Общественное мнение».
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.