Подписаться
Курс ЦБ на 27.12
77,69
91,20

Провайдеры снимают ограничения

Когда начался кризис, мой знакомый бизнесмен первым делом установил для сотрудников лимиты по трафику, а также закрыл доступ во все социальные сети. Обстановка в коллективе накалилась. Недавно о

На рынке провайдеров наступила эра безлимитных тарифов — уже более половины корпоративных клиентов используют подобные предложения. Одновременно с этим компании все активнее продвигают конвергентные предложения, позволяющие увеличить ARPU. Как признаются провайдеры, за прошедшие месяцы 2010 г. им удалось вернуться на те позиции, которые были взяты до кризиса, и теперь на рынке возобновится рост.

ограничения

Когда начался кризис, мой знакомый бизнесмен первым делом установил для сотрудников лимиты по трафику, а также закрыл доступ во все социальные сети. Обстановка в коллективе накалилась. Недавно он подключился на безлимитный тариф, одновременно с этим вернув доступ в «Одноклассники» и «ВКонтакте». По его словам, после этого сотрудники стали работать лучше, а ему удалось даже несколько сэкономить.

Миграция клиентов прекратилась
Все последние годы корпоративный сегмент у провайдеров рос по большей части за счет введения в строй новых офисных зданий и торговых центров. Однако за последний год было запущено лишь несколько заметных объектов коммерческой недвижимости — ДиТЦ «Европа», ТРЦ «Алатырь», третья очередь ТРЦ «Гринвич». «Корпоративный сегмент может расти только за счет увеличения количества зданий. Не секрет, что в прошлые годы операторы активно росли во многом благодаря массовому строительству коммерческой недвижимости», — объясняет Александр Иванов, директор по корпоративному бизнесу екатеринбургского филиала ОАО «ВымпелКом».
Плюс к тому действующие компании-клиенты в 2009 г. сокращали свои штаты. Артем Черанев, генеральный директор компании «ИНСИС», рассказывает, что в среднем корпоративный клиент обмельчал — количество используемых компьютеров у некоторых компаний сократилось в разы. Как следствие, у провайдеров стал снижаться средний чек с одного клиента. Но тут оценки провайдеров резко расходятся. Например, в «ИНСИС» утверждают, что платеж с клиента уменьшился на 30-40%, в «Билайне» говорят о 20%, а в «КОМСТАР» и вовсе отрицают снижение. «Телефония и Интернет — одни из важнейших инструментов ведения бизнеса, поэтому существенного снижения объема потребляемого трафика в прошлом году мы не ощущали. Сейчас экономика восстанавливается — наблюдается тенденция увеличения объема потребляемых услуг, главным образом за счет роста подключений на высокоскоростные безлимитные тарифы», — объясняет Дмитрий Ипатьев, заместитель директора — коммерческий директор уральского филиала «КОМСТАР-Регионы».
Также из-за финансового кризиса увеличилась миграция компаний, поскольку те переезжали в более дешевые офисные здания, в том числе на окраину. «Очень сильно возросла текучка. Если кто-то из провайдеров делал ставку только на бизнес-центры, то они очень серьезно потеряли. Многие клиенты арендовали офисы на окраине Екатеринбурга, в зданиях различных НИИ. Раньше было удобно — есть хорошие позиции в престижном офисном центре у провайдера — ходи подключай. Теперь же такая схема не работает — клиенты разбежались по всему городу», — рассказывает г-н Черанев. В такой ситуации операторам приходится активнее вкладываться в строительство сети. Если у провайдера хорошая сеть, то есть вероятность, что смена офисного здания не обернется сменой оператора.
Г-н Ипатьев отмечает, что сейчас миграция практически остановилась, поскольку офисные здания существенно снизили стоимость аренды: владельцы офисников дорожат своими клиентами и стараются быть гибкими в вопросах арендной платы.
Юрлица массово переходят на безлимитки
В прошедшем году окончательно оформилась еще одна тенденция — корпоративные клиенты выбирают безлимитные тарифы. По экспертным оценкам, сейчас до 60% юридических лиц используют подобные тарифы. Артем Черанев утверждает, что на рынке корпоративных клиентов «наступила эра безлимитных планов».
Интересно, что в сегменте физических лиц переход на такие тарифы начался еще в 2008 г., а юрлица стали массово выбирать их только в 2009-м. Участники объясняют это несколькими причинами. Во-первых, стоимость безлимитного доступа существенно снизилась, благодаря чему он стал доступен большинству клиентов. А во-вторых, к переходу на такие тарифы подтолкнул кризис. Как отмечает Дмитрий Ипатьев, абоненты таким образом оптимизировали свои расходы на Интернет: «Переход на безлимитку поз­воляет лучше прогнозировать ежемесячные затраты на связь. Во многом именно этим и объясняется существенный рост популярности подобных тарифов». Участники рынка говорят, что наиболее популярные скорости безлимиток — от 1 до 5 Мбит/с.
По мнению г-на Черанева, вместе с этим клиенты стали отказываться от дублирующих каналов: «С введением безлимиток становится невыгодно держать два канала. Если раньше можно было подключиться хоть у 3-4 провайдеров, то теперь приходится платить абонентскую плату, а она не зависит от того, сколько ты накачал». Как следствие, клиенты стали более внимательно относиться к выбору провайдера, поскольку теперь нет возможности быстро переключиться на запасной канал.
3G-модемы стали альтернативным каналом
Одно из последствий данной тенденции — рост популярности беспроводного Интернета в качестве запасной точки доступа в Сеть. Опросы клиентов компании «ИНСИС» показывают, что если раньше в качестве альтернативного оператора использовались другие проводные провайдеры, то с начала 2010 г. ситуация резко изменилась — первые места «запасных» целиком за сотовыми операторами из «большой тройки». «Думаю, что это произошло благодаря активному развитию сетей 3G — стоимость беспроводного Интернета существенно снизилась, а скорости стали вполне приемлемыми. Любой корпоративный клиент знает, что в случае каких-то неисправностей на линии беспроводной модем позволит не остаться без Интернета», — объясняет Артем Черанев. Но вряд ли беспроводная технология в ближайшие годы станет основным каналом.
Как рассказала Инна Бзарова, коммерческий директор по бизнес-рынку «МТС-Урал», за прошедший год продажи 3G-модемов МТС на корпоративном рынке Свердловской области выросли в 7 раз. К услугам мобильного доступа сейчас обращаются более 35% корпоративных абонентов.
Интересно, что свыше 3%, по оценкам МТС, а по данным «Билайна», около 1% юридических лиц используют мобильные сети в качестве основного канала для выхода в Интернет. «В Екатеринбурге есть ряд компаний, которые используют роутеры для организации доступа в Сеть сотрудников офисов и подразделений, которые располагаются в промышленной зоне, где недоступны услуги проводного Интернета. Очень часто мобильный Интернет применяют для передачи данных между устройствами», — рассказывает г-жа Бзарова. Плюс к тому беспроводной Интернет — средство для получения данных с удаленных объектов — платежных терминалов, банкоматов, газораспределительных станций, охраняемых объектов.
Часто мобильный Интернет используют в качестве резервного или дополнительного канала. Например, предприятие имеет стационарный интернет-доступ и предлагает сотрудникам 3G-модемы при нахождении вне офиса — в командировках, на встречах.
Провайдеры становятся универсальными операторами
Еще одна тенденция окончательно оформилась за последний год — на рынок провод­ного Интернета вышли все сотовые операторы «большой тройки». Последним это сделал «МегаФон» — в июне он приобрел компанию «Синтерра» за $745 млн. За счет этой сделки сотовый оператор намерен усилить свои позиции на рынках дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в Интернет, конвергентных услуг. Правда, пока «МегаФон» не раскрывает подробности своих планов на Урале.
Также начал ребрендинг «КОМСТАРа» и его основной акционер — МТС. Правда, происходить это будет плавно. «Мы выбрали для себя сценарий «органического» ребрендинга, т. е. «КОМСТАР» переходит на бренд МТС постепенно, одновременно выводя на рынок новые продукты или сервисы», — отмечают в МТС. Таким образом, на рынке окончательно оформились три крупных игрока, которые могут предоставить полный спектр услуг.
Скорее всего, уже в ближайшее время операторы станут более активно предлагать конвергентные услуги как на корпоративном, так и на розничном рынке. Интересно, что еще пару лет назад руководитель одного из операторов утверждал, что такая схема работы не очень эффективна, однако теперь ситуация изменилась кардинально.
Г-н Ипатьев убежден, что провайдерам, которые не могут предоставить весь комплекс телекоммуникационных услуг, остается привлекать и удерживать клиентов главным образом низкими ценами: «Интенсивный рост телекоммуникационной компании без существенных инвестиций в развитие и качество немыслим. У небольших провайдеров, как правило, нет возможности вкладывать такие средства, а потому они активно конкурируют на уровне цен».
Однако такие игроки выходят из положения при помощи агентских схем. Например, «ИНСИС» предлагает 3G-Интернет. По сути, провайдер в данном случае выступает агентом МТС, продавая оборудование сотового оператора, но самостоятельно принимая платежи. «Никто не отменял агентских схем работы с провайдерами. Тем же сотовикам выгодно сотрудничать с нами, поскольку они получают доступ к достаточно большой клиентской базе. И никто отказываться от этого не будет. Получается, что наши маркетинговые бюджеты работают на абонентскую базу сотовых операторов, а взамен мы расширяем наш продуктовый портфель», — объясняет Артем Черанев.
Цены пока будут падать
Тенденция снижения цен продолжится. Но если в последний год стоимость, по выражению г-на Черанева, падала лихорадочно, то теперь этот процесс несколько замедлится. «В течение 2010 г. ARPU остается примерно на одном уровне, но клиенты все чаще выбирают доступ в Интернет на высоких скоростях. То есть даже в кризис большинство компаний не стали переходить на менее скоростные тарифы, чтобы сэкономить», — говорит Дмитрий Ипатьев.
В среднесрочной перспективе операторы будут конкурировать по большей части за счет увеличения скоростей. Однако в какой-то момент это уже перестанет быть тем преимуществом, благодаря которому провайдеры будут выигрывать борьбу. Но бесконечно это продолжаться не может. Как отмечают провайдеры, затраты на прокладку кабеля и его эксплуатацию не снижаются. При этом стоимость доступа для юрлиц по-прежнему будет выше, чем для физических лиц. «Бизнес традиционно потребляет более значительный объем услуг, чем частные клиенты. В квартире редко бывает более 1-2 компьютеров, в компании же их число может измеряться десятками и сотнями. Иными словами, у бизнеса аппетит лучше, чем у частных клиентов, но для нас одинаково важно обеспечивать высокое качество связи для всех клиентов», — объясняет г-н Ипатьев.
30% уральцев выходят в Интернет с рабочего места
Результаты опроса 300 горожан «Как вы подключаетесь к Интернету?»
79% подключение по месту жительства
30% корпоративный Интернет
11% выход под чужим логином (у друзей)
8% подключение по сотовой связи
5% точки доступа в образовательных учреждениях
2% точки доступа в интернет-кафе

Источник: фонд «Общественное мнение».
Самое читаемое
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеровГруппа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
  • Зеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с РоссиейЗеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с Россией
  • План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.