Пройти зону смерти. На Среднем Урале тестируют новый способ поддержки бизнеса
«Думал, что такого? За пару дней составят инструкции — и полетели франшизы». Власти взялись за «упаковку» уральского бизнеса. Говорят, помогут предпринимателям сэкономить в 10 раз. Что из этого вышло?
Для продвижения региональных брендов в Свердловской области при областном фонде поддержки предпринимателей (СОФПП) запустили Уральский центр франчайзинга. Основных направлений работы у него два: помочь владельцам успешного бизнеса грамотно «упаковать» франшизу, а желающим начать свое дело — купить такую франшизу.
По словам замминистра инвестиций и развития Свердловской области Евгения Копеляна, создать отдельное подразделение для работы с франшизами власти подтолкнул сам бизнес. С одной стороны, говорит он, такая потребность есть у владельцев работающего бизнеса, которые хотят масштабировать его с помощью франшизы. С другой стороны — у тех, кто хотел бы начать свое дело, но при этом снизить риски и пройти так называемую «зону смерти» (первые три года работы) с меньшими потерями.
Что это дает для экономики региона? Появляется больше предпринимателей, увеличивается количество рабочих мест, растет объем налоговых отчислений, часть из которых направляется на поддержку бизнеса. Получается круговорот, — отмечает Евгений Копелян.
Замдиректора СОФПП Валерий Пиличев говорит, что тема оказалась особенно востребованной среди молодежи.
По словам Валерия Пиличева, сейчас полностью разработана бизнес-модель франчайзинга для одной компании, «упаковка» еще для пяти — в процессе работы. В перспективе в фонде планируют создать отдельную электронную площадку для размещения всех региональных франшиз, которые будут продвигать, а уже сейчас предлагают займ на особых условиях для тех, кто готов франшизу купить.
Скорость реакции Свердловской области была молниеносной. Недавно Москва отчиталась, что они ввели подобные меры только-только, а мы по факту работаем с начала года. Остальные территории ничего интересного пока не предложили. Вы здесь пионеры, — говорит Андрей Разуваев, региональный представитель Российской ассоциации франчайзинга, в партнерстве с которой проходит процесс «упаковки» франшиз.
Начинается все с аудита компании — эксперты проверяют готовность владельца бизнеса к масштабированию и перспективы продажи франшизы.
Аудит обойдется предпринимателям примерно в 35 тыс. руб. Иван Зубарев, владелец компании «Труба-Дело», который тоже занялся процессом масштабирования своего бизнеса, говорит, что рыночная цена такой подготовки стартует от 270 тыс. руб. Однако в любом случае помимо финансовых затрат от предпринимателя требуется и высокая вовлеченность в этот процесс.
Также крайне важен вопрос успешности бизнеса и юридической возможности передать его по франшизе.
Когда мы проводили анализ конкурентов наших предпринимателей, мне был очень интересен барбершоп в Верхней Пышме. На четырех рабочих местах он имеет валовый оборот в год порядка 6 млн руб., порядка 500 тыс. руб. — ежемесячный доход. Ребята, вы крутые, — говорит Андрей Разуваев.
Масштабировать можно только успешный бизнес, уверен Иван Зубарев. В Москве, говорит он, прошла волна франшиз — эта тема была возведена в культ, и многие молодые предприниматели, бизнесу которых нет и нескольких месяцев, напродавали франшиз и подорвали доверие к такому бизнесу:
Таких франшиз — кладбище. Поэтому для начала надо убедиться: прибыль, оборот, маржинальность и механизм для управления ею вообще есть? Мы приняли решение не продавать франшизу тому, кто хочет ее купить. Будем продавать только тому, кто может создать и развивать бизнес. На первых этапах я рассказал о франшизе в соцсетях и получил с десяток предложений о покупке. Но после того как я ближе пообщался с этими людьми, понял, что не хочу с некоторыми из них контактировать на протяжении следующих 5-10 лет. Побывал в офисе, послушал, как человек отзывается о других людях, и мне стало не по себе. Он не сможет передать ценности моей компании и она не станет успешной.
Пионером в создании своей франшизы с госсподдержкой в регионе стала пекарня «Мякушка». По словам представителя компании Дениса Петрова, первые 20 пекарен планируется открыть в Свердловской области — чтобы отработать механизм на наличие ошибок и оперативно их исправлять.
Размер паушального взноса и роялти владельцы бизнеса определяют самостоятельно после консультаций с экспертами ассоциации франчайзинга. В частности, в тех проектах, которые находятся в работе, размер паушального взноса варьируется от 400 тыс. до 1 млн руб.
Интерес к франчайзингу, говорят в Российской ассоциации франчайзинга, довольно высок. Только в Екатеринбурге, судя по данным «Яндекса», заинтересованность в развитии бизнеса по такой модели проявляют порядка 1,5 тыс. человек в месяц. При экспертном опросе ряда федеральных франчайзеров выяснилось, что они получают от 10 до 25 заявок в год на приобретение франшизы в Свердловской области. При этом весь рынок франшиз в России насчитывает около 2 тыс. предложений.
Максим Бурганов, предприниматель из Нижнего Новгорода и владелец кафе «Автосуши», на DK.RU рассказывал, на что стоит обратить особое внимание при выборе франчайзера.
В офисе любой управляющей компании вам будут «петь» такое караоке, что через 10 минут вы уже будете представлять себя полуголым на тропическом острове с коктейлем в одной руке и «айчем-то» последней модели в другой, управляя своим миллионным бизнесом, не напрягая ни одной мышцы в организме, — рассказывал предприниматель.
Также DK.RU писал об опыте самострельного запуска франшизы уральскими компаниями.