Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Путина можно было спрогнозировать из фильма «Брат» и песен «Любэ». Культура отражает все»

«Путина можно было спрогнозировать из фильма «Брат» и песен «Любэ». Культура отражает все»
Иллюстрация: pixabay.com

«Меня волнует апатия и цинизм тинейджеров. Дело даже не в том, кто их в это погрузил, путинская стабильность или мессенджеры. Их настроение создает странный бульон, который непредсказуемо взорвется».

Журналист Юрий Сапрыкин, экс-главред «Афиши», в интервью для лектория бизнес-школы «Сколково» объяснил, как массовая культура раскрывает всю глубину жизни в стране, пишет «Идеономика». Главное из интервью — в материале DK.RU.

— Проблема в том, что под словом «культура» понимают очень разные вещи, и для нормального делового человека, подозреваю, культура — это в театр вечером сходить. Это нечто, что относится к сфере досуга и позволяет интеллектуально или эстетически насыщенно провести свободное время. В любой серьезной ежедневной газете обязательно есть отдел культуры, но он всегда на предпоследней полосе. В структуре правительства РФ культура относится к социальному блоку, за нее отвечает вице-премьер по социалке, но при этом в иерархии его приоритетов она находится где-то после здравоохранения, спорта и ЖКХ, то есть тоже на предпоследней полосе.

Если же понимать культуру как очки, через которые мы смотрим на мир, как стереотипы, установки, ценностные ориентиры и модели поведения, которые нами руководят, то окажется, что культура касается каждого из нас. В нас, помимо генов, заложены важные культурные установки, и осознание этого факта — очень важная вещь для понимания себя, среды, в которой ты существуешь, других людей. Для успешной деловой коммуникации очень важно анализировать, как у людей устроены их мотивации и ценности, их взгляд на мир, откуда эти вещи берутся, ведь они не всегда инстинктивны.

Так что разговор про культуру важен и полезен ровно потому же, почему людям важны книги о биологии добра и зла или о том, как устроено человеческое сознание.

Изучение того, что люди смотрят, слушают и читают, дает нам возможность понимать, что у них в голове. Масскульт выражает их взгляд на вещи. Или формирует — тут сложно сказать, что первичнее.

Даниил Дондурей — кинокритик, член президентского совета по культуре, социолог — еще в конце 90-х — начале 2000-х начал бить тревогу, обратив внимание на то, что в самых рейтинговых сериалах, которые идут по телевидению, практически не встречается фигура героя, который добивается благополучия и богатства своим трудом. Мы живем в стране победившего капитализма, но при этом положительный герой, который является носителем буржуазных ценностей, ценностей среднего класса, ценностей предпринимательства — назовите это как хотите, — просто отсутствует. Его в этом кино нет.

И Дондурей беспокоился, что мы получим поколение людей, которые очень агрессивно относятся к предпринимательской этике, считают всех бизнесменов ворами и либо отрицают все это как буржуазное зло, либо хотят встроиться в систему госкорпораций, где все заранее гарантировано и ты фактически социально обеспечен. Как при Советском Союзе, но в новых реалиях. А новая модель поведения не создается. И отчасти, наверное, эти опасения оправдались.

При этом многие базовые ценности, которые декларируются властью — например, приверженность патриотизму, милитаризм, атомарная семья, православие, нелюбовь к Западу и так далее, — и даже ценности, которые фиксируют соцопросы, не подтверждаются эмпирически.

Достаточно послушать русскую попсу, чтобы убедиться, что ироническое, насмешливое отношение к действительности, а также ценности семьи, отношений и разного рода любовных дел гораздо сильнее распространены, чем какой угодно извод милитаризма. То есть люди, которые хотят запустить ядерную ракету и погибнуть под ответным ядерным ударом, присутствуют только на экране в передаче Дмитрия Киселева. На самом деле таких людей нет.

Если послушать молодежную музыку и вообще изучить эту субкультуру, то окажется, что у следующего поколения совершенно свой взгляд на вещи. С одной стороны, оно находится в состоянии дикой фрустрации и депрессии, и к окружающему миру относится довольно цинично. С другой стороны, оно более патриотично, чем поколение 30-40-летних, но патриотично по-другому, не так, как люди в телевизоре. Для них режиссер Балабанов или телепередачи, которые они смотрели в детстве — это и есть Родина, а не колокола и купола. И понятно, что через 10-20 лет именно такой взгляд на страну станет абсолютным мейнстримом — как на нечто, родившееся в девяностые годы, странное, дикое, неустроенное, но этим и дорогое.

Прогнозы о том, что можно или нельзя предугадать по массовой культуре, удаётся сформулировать только ретроспективно. Сейчас, глядя на то кино, которое выходило в конце 1930-х годов, явственно видно, что грядет большая война, что она неизбежна. Даже странно, что люди этого не видели и не понимали. И дело не в Гитлере или Сталине, а просто общество было нацелено на войну, абсолютно в нее верило.

Или, скажем, глядя на кино начала 1980-х, можно было предположить, что сейчас всему придет конец, что жизнь перейдет в какое-то другое агрегатное состояние, потому что очевидно, что люди просто задыхаются и так жить не могут. Причем задыхаются до такой степени, что готовы на абсолютно любые изменения, лишь бы обстановка, в которой они существуют, хоть куда-то сдвинулась. Вспомните эти фильмы, наполненные абсолютной безысходностью, безнадежностью и моральным кризисом — от «Полетов во сне и наяву» до «Отпуска в сентябре».

Или, например, если сложить группу «Любэ» и фильм «Брат», то в конце 1990-х на пересечении этих двух больших феноменов масскультуры можно было бы получить Путина, точно его спрогнозировать. Не исключено, что он таким образом и был найден какими-то политологами или политтехнологами — как проекция уже сложившегося ожидания, выражаемого через поп-культуру.

Но это всегда удается сделать только задним числом. Гениев, которые способны предсказать это прямо сейчас, как правило, немного, и их чаще всего не слышат. В общем-то, неуслышанным остался и Дондурей в последние годы.

Если бы меня спросили, чего нам ожидать, я бы сказал, что больше всего меня волнует апатия, депрессия и циничное отношение ко всему, которое есть у нынешних тинейджеров и людей, выходящих из тинейджерского возраста. И дело даже не в том, кто их в эту апатию погрузил — путинская стабильность или скорость общения в мессенджерах. Но очевидно, что эти люди, с одной стороны, более чувствительны и эмоциональны, с другой, более вялые и пассивные [чем предыдущее поколение], и это создает странный бульон, в котором что-то непредсказуемым образом взорвется.

Более старшее поколение сейчас повсюду накрыла волна сложного феномена, который для простоты можно назвать популизмом — тоски по золотому веку, недовольства нынешними элитами и нынешним глобальным порядком вещей, истерического поиска простых решений, которые они отыскивают то в религии, то в национализме, то просто в обещаниях снова сделать страну великой, чтобы все было, как при дедушке.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.