Рабочие руки
Проблема нехватки кадров, особенно квалифицированных, актуальна для всех отраслей промышленности, но, в первую очередь, — для высокотехнологичного производства. Недостаток рабочих специальностей мо
Проблема нехватки кадров, особенно квалифицированных, актуальна для всех отраслей промышленности, но, в первую очередь, — для высокотехнологичного производства. Недостаток рабочих специальностей можно объяснить непрестижностью профессии. Однако я с этим категорически не согласен. Чтобы работать с современной техникой, необходима соответствующая квалификации. Даже выпускнику вуза работать с ней не зазорно. Инженеров, технологов, грамотных продавцов высокотехнологичного оборудования катастрофически не хватает. Одной из причин отсутствия кадров остается непродуманная государственная политика в области профессионального образования. Решение кадрового вопроса государство старается переложить на плечи производственников, одновременно взимая с них налоги на содержание недостаточно эффективной системы профобразования.
Корпорация «Пумори», как и большинство компаний машиностроительной области, вынуждена сама думать о профподготовке. Порой перенимать и западный опыт. Мы были на многих зарубежных предприятиях, где есть специальные цеха для обучения рабочих. В течение нескольких лет человека постепенно поднимают с нуля до уровня, который соответствует современным требованиям. Ученики получают доступ к такому же оборудованию, которое стоит в цехах, изучают технологические процессы на примере реально используемых в производстве деталей. С ними работают опытные специалисты. Что же происходит у нас?
Посмотрите на техникумы, училища или, как их сейчас называют, колледжи. В одних стоит оборудование времен изобретателя токарного станка. В других — готовят продавцов, экономистов, секретарей. А ведь экономика страны, ее место на мировом рынке зависят именно от уровня развития высоких технологий. Почему же государство тратит деньги на подготовку специалистов сферы обслуживания, но не делает этого для производственников?!
Для изменения этой ситуации не надо принимать глобальных решений на уровне Госдумы или Правительства России. Определить, училища какого профиля в промышленном регионе наиболее востребованы, какими должны быть содержание, уровень и качество базовой подготовки в профессиональных учебных заведениях, может и областное министерство образования. Оно же формирует и госзаказ на образовательные услуги.
Понятно, что современное оборудование для обучения рабочих есть только на предприятиях. Значит, их нужно привлечь к сотрудничеству. Но не решать проблему целиком за их счет. Да, мы согласны предоставить базу для подготовки кадров. Но в этом случае предприятие должно получать определенные налоговые льготы. Ведь оно обучает людей не только для своих нужд. Возможен другой вариант. Пусть компании, которые не готовят специалистов, компенсируют часть затрат тем, кто этим занимается. Ведь промышленные предприятия на эти цели тратят время и ресурсы, которые могли бы использовать в собственном производстве. Конечно, такой вопрос необходимо решать уже на более высоком, нежели область уровне. Но какие-то меры можно принять и здесь.
До сих пор я говорил только о рабочих кадрах. Но и в работе инженерно-технического персонала существуют такие же проблемы. Мировые техника и технологии стремительно развиваются. Россия не исключение. А уровень высшего специального образования существенно отстает. Если в училищах изучают дореволюционные технологии, то в институтах в лучшем случае — конца ХХ века.
Мне недавно прислали новый вузовский учебник. Его написали известные в своей отрасли люди. Но это такая старина! А речь идет о базовой для экономики технологии производства. Вот на таком уровне готовят инженеров. И это только для экономики. Еще один пример. Наше предприятие занимается прототайпингом, или прототипированием. Спросите у свежеиспеченных выпускников вузов, что это такое? Мало кто даже слышал об этой технологии, не говоря уже о ее применении.
Поэтому, даже имея хорошее базовое образование, инженер должен обязательно проходить переподготовку с учетом специфики производства. Эту проблему, хоть и с трудом, но мы можем решить самостоятельно. И решаем. Как раз сейчас завершается создание технического центра, предназначенного в том числе и для подготовки кадров. «Пумори», в определенном смысле, выполняет чужую работу. Но затрат на нее нам никто не компенсирует: у нас нет лицензии на оказание образовательных услуг. Понятно почему: мы ведь производственники. А то, что наше предприятие обучает специалистов по международной системе качества, разрабатывает импортозаменяющие инструменты, внедряет уникальные для России технологии — по-видимому, никакого значения не имеет. Выходит, что сначала мы выплачиваем налоги, а затем вынуждены еще и заключать договоры с профильными образовательными заведениями на обучение тех же специалистов. И это снова — дополнительные затраты.
Конечно, сейчас проще и выгоднее переманивать готовые кадры. Но в будущем это станет бесперспективным. Одних и тех же специалистов до бесконечности переманивать невозможно. Тем более что высококвалифицированных, с большим опытом работы людей на производстве становится все меньше и меньше. Получается, что сейчас эстафету подхватить некому. А потом не останется и тех, кто сможет передавать практический опыт.
По нашим расчетам, если сегодня государство не пересмотрит свои позиции в образовательной политике, то через пять лет кадры в российской машиностроительной области, да и само производство начнут вымирать. А уже через 10 лет этот процесс станет необратимым.
Читатели «ДК», заинтересованные в диалоге с бизнес-аудиторией, чиновниками или авторами рубрики «Трибуна», могут писать по адресу: starkov@apress.ru